08.07.11

Таможенные перемены надо использовать с выгодой

О том, как заработать на складах временного хранения, о новых ставках на оформление таможенного транзита и контрейлерных перевозках говорили на сетевой школе по таможенной деятельности, которая прошла в Иркутске.

Как отметили участники сетевой школы, изменения в таможенном законодательстве вынуждают скорректировать программу ОАО «РЖД» по развитию складов временного хранения (СВХ). По словам начальника Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Анатолия Филиппова, прежняя программа, разработанная ещё в 2007 году и рассчитанная до 2015-го, потеряла актуальность в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и переносом оформления процедуры таможенного транзита на его внешнюю границу. Поэтому в ближайшее время предстоит разработать, по сути, новую программу. Причём в четвёртом квартале она должна быть уже представлена на утверждение руководству компании.

«Нам предстоит более вдумчиво определить места поступления импортных грузов, ключевые станции, где они будут выгружаться, оформляться и храниться. Это нужно, чтобы понять, какие средства потребуется вкладывать в развитие сети складов временного хранения. Так что программу развития СВХ будем серьёзно пересматривать. Сейчас у нас имеется 23 склада», – сообщил Анатолий Филиппов. По его словам, если раньше планировали развивать сеть СВХ, например, на границе с Казахстаном, то сейчас нужда в этом отпала – из этого государства поступает груз, который уже не под таможенным контролем. Но строительство СВХ продолжится, чтобы сделать условия для приёма и обработки импорта ещё более цивилизованными.

Кроме того, СВХ – это и возможность заработать. Особенно если учитывать, что ныне Центр по таможенной деятельности за оказание услуг по получению разрешения на таможенный транзит грузов и услуг, связанных с их временным хранением, должен заработать на 200 млн руб. больше, чем в 2010 году. Сделать же это, как признавали участники школы, в новых условиях стало значительно труднее. «Казахстанский импорт на нашей дороге, например, составлял 40% всего объёма импорта, а сейчас это грузы для внутреннего потребления, на них не заработаешь. Вот и думаем, чем восполнять», – говорит начальник регионального отдела по таможенной деятельности Свердловской дороги Юрий Михрюков.

Между тем, как пояснил Анатолий Филиппов, способы пополнить копилку есть и сейчас. Так, разрабатывается проект программы размещения центров таможенного оформления на РЖД, которые будут обрабатывать и оформлять как импортные, так и экспортные грузы по заказам клиентов. Кроме того, были разработаны и новые ставки сборов ОАО «РЖД» за оформление транзитных деклараций. Новая методика позволяет унифицировать ставки сборов за оформление таможенного транзита в железнодорожных пунктах пропуска и на припортовых станциях, которые сейчас различаются в 3,5 раза. Уже с 15 июля она станет единой. «Ныне ставки за оформление таможенного транзита таковы: на сухопутных погранпереходах при перевозке грузов в вагонах – 1302 руб., в контейнерах – 1177, в морских пунктах пропуска соответственно – 4589 руб. и 4149. Такой разброс раздражал наших клиентов. Сейчас ситуацию решено исправить: распоряжением президента компании утверждена единая ставка 1890 руб.», – пояснил Анатолий Филиппов. Это поднимет уровень транзита, в первую очередь контейнеров.

Дополнительные объёмы перевозок, а значит, и доходы планируется обеспечить и контрейлерными перевозками по маршруту Хельсинки – Москва, который ОАО «РЖД» реализует совместно с железными дорогами Финляндии. Центром по таможенной деятельности во взаимодействии с ФТС России и региональными таможенными управлениями отрабатывается технология их таможенного оформления. Уже проведены две опытные перевозки с порожними платформами и полуприцепами, а 27 июля должна состояться третья, но теперь уже с коммерческим грузом. «Для нас это дело новое. Когда границу пересекает автомобиль или поезд с контейнерами, тут всё понятно. А здесь совмещённая перевозка, и потому возникают вопросы, как проводить таможенное оформление, не будет ли препятствием пограничный пункт пропуска, потому была создана рабочая группа с участием ФТС», – сказал Анатолий Филиппов.

Немало времени участники школы посвятили и проблемам, которые возникают у железнодорожников при меняющейся нормативной базе таможенного законодательства. В этих условиях, считает начальник отдела организации работы СВХ Центра по таможенной деятельности Руслан Розанов, очень важно предварительное знакомство с нормативными документами, когда можно ещё что-то исправить. По действующему положению межведомственные согласования должны проходить за 10 дней, но к железнодорожникам проекты документов нередко приходят с опозданием, когда почти не остаётся времени на работу с ними. «Наше мнение – экспертные заключения, конечно, учитываются. Но время на реакцию сокращается. Вот недавно вышло постановление правительства о спецпунктах пропуска, через которые можно возить опасные грузы, но при этом не объявлены и не разработаны их перечни. А мы, пока не урегулируем этот вопрос, будем заложниками ситуации, ведь ряд грузов мы не сможем ввезти на территорию страны», – отметил Руслан Розанов.

Кроме того, по его словам, в ближайшее время вступит в действие новый приказ ФТС, который потребует от перевозчика решения проблемных вопросов, связанных с порядком размещения грузов на хранение, оформлением отчётности как на бумажном носителе, так и на электронном: «Всё это усложнит работу, поэтому мы предлагаем либо приостановить действие этого приказа, либо доработать его».

По мнению начальника Иркутского регионального отдела Центра по таможенной деятельности Олега Черепахина, приказ и в самом деле сейчас довольно затруднителен для исполнения. «Раньше мы отчитывались перед таможней раз в квартал. А сейчас предстоит делать это в режиме реального времени по электронным средствам связи. Для этого нужно закупить оборудование, программы, принять на работу специалистов. Всё это выливается в серьёзные временные и финансовые затраты», – пояснил Олег Черепахин.

Ещё одной темой стали задержки вагонов на погранпунктах. В прошлом году удалось добиться снижения задержанных на границе вагонов более чем на 15%, сократить и количество отцепленного подвижного состава. Но анализ отцепок показал, что почти половина их происходит из-за ожидания телеграмм ЦФТО, подтверждающих оплату за транзит. Тем не менее в прошлом году здесь наметилась положительная динамика, и количество вагонов, задержанных по этой причине, снизилось на 11% по сравнению с 2009 годом. Такая тенденция должна быть сохранена.

Гудок