07.09.07

Таможенные пошлины мешают конкуренции российских авиакомпаний

РБК; 06.09.07

Иностранные авиакомпании составляют все большую конкуренцию отечественным. "Российский рынок авиаперевозок находится на 14-м месте в мире по количеству перевозок и на 2-м месте по темпам роста после рынка Юго-Восточной Азии", - сказал в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" заместитель генерального директора "Аэрофлота" Кирилл Будаев.

Сделать российский рынок авиаперевозок конкурентоспособным мешают устаревший авиапарк, несовершенное законодательство, устаревшая наземная инфраструктура аэропортов. По мнению экспертов, западноевропейские хабы переманивают транзитных пассажиров, в то время как в планах Минтранса только реализовать транзитный потенциал страны.

"На территории России планируется открыть 12 хабов, но в настоящее время мы не имеем ни одного, что тормозит наше участие в альянсах и мешает партнерству компаний", - добавил заместитель генерального директора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров.

Российская гражданская авиация занимает 1% мирового рынка. По официальным заявлениям, к 2025г. российские самолеты должны занять 10-15% мирового рынка и выйти на третье место по производству самолетов в мире, а также обновить авиапарк. Но пока авиакомпании не имеют возможности для перевооружения парка, в отличие от европейских конкурентов, которые покупают самолеты по другой стоимости.

Таможенные пошлины на ввоз иностранных самолетов препятствуют росту конкуренции отечественных компаний. К тому же наш авиапром пока не поставляет самолеты, которые были бы конкурентоспособны. По словам представителей авиакомпаний, иностранный самолет дешевле в эксплуатации, чем российский. "Их самолеты летают до 20 часов в сутки, а наши должны много стоять, согласно технической и нормативной идеологии", - говорят они.

Авиаперевозчики предлагают таможенные пошлины отменить, оставив часть пошлин на тот модельный ряд, который Объединенная авиастроительная компания (ОАК) заявляет к производству в ближайшее время. Озвучил их позицию Д. Столяров. Предлагается также снять таможенные пошлины на магистральные самолеты, до того как появится отечественный конкурентоспособный аналог по расходам авиакомпаний.

Никто не сомневается в том, что на уровне государства должна быть поставлена задача повышения конкурентоспособности стратегической отрасли, включая авиапром, авиаперевозки, наземную инфраструктуру. Авиакомпания - это своего рода донор государства через налоговую систему. По экономическим расчетам К.Будаева, 100 рабочих мест в одной авиакомпании создают 610 рабочих мест в параллельных отраслях, а заработанные 100 долл. приносят государству дополнительно 325 долл.

Не менее важным фактором на рынке авиаперевозок становится и такой показатель, как размер авиакомпании. Отдача от воздушного судна в крупных авиакомпаниях всегда выше. Такая же тенденция характерна и для российского рынка. В перспективе большинство мелких авиакомпаний исчезнут с рынка или станут нишевыми. Ведь, по мнению экспертов, главное - не покупка самолета, а то, во сколько обходится стоимость его эксплуатации. А этот бизнес мажоритарный, где нужно наращивать объемы и экономить расходы.