04.08.06

Таможенные проблемы "средней тяжести"

Таможенники выяснили, как к ним относятся участники рынка
В распоряжении "Газеты" оказались результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенные по заказу Федеральной таможенной службы (ФТС). Цель опроса - выяснить, как участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) оценивают происходящие в последние два года изменения в сфере таможенного администрирования и в целом процесс модернизации таможенных органов. Отправной точкой было выбрано вступление в силу с 1 января 2004 года Таможенного кодекса, за которым последовало реформирование системы таможенных органов, продолжающееся до сих пор.


Как оказалось, большинство опрошенных участников ВЭД (72%) по-прежнему так или иначе сталкиваются с проблемами при взаимодействии с таможенными органами, которые оказывают влияние как на текущую деятельность предприятия, так и на возможности его дальнейшего развития. На вопрос о том, создают или нет проблемы компаниям существующие таможенные процедуры, лишь 23% опрошенных ответили, что "никаких". Большая же часть (39%) охарактеризовала проблемы, как "средней тяжести", а 3% вообще назвали эти проблемы для себя "непреодолимыми" (см. график).

При этом основными проблемами участники ВЭД назвали бюрократизм и бумажную волокиту, требования избыточного представления документов, а также трудности, связанные с определением и подтверждением таможенной стоимости ввозимых грузов.

Понятно, что эти проблемы не новы. А потому участникам опроса было предложено оценить степень значимости этих негативных факторов в работе участников ВЭД до и после начала таможенной реформы. Следует отметить, что в целом по многим направлениям наметились положительные сдвиги. В частности, это относится к улучшению информационного взаимодействия таможни и участников ВЭД, а также к заметному сокращению бюрократического произвола отдельных сотрудников. По данным опроса, если доля тех, кто постоянно встречался с проявлениями бюрократизма в работе таможенных служб, до начала реформирования достигала почти половины опрошенных (44%, из них 23% встречались с такими проявлениями часто, а 21% - всегда), то в настоящее время такие явления отметила лишь треть опрошенных респондентов. Из них 18% сталкиваются с бюрократизмом часто, а 16% - постоянно.

Хуже дело обстоит с объемом истребуемых на таможне документов, в том числе не предусмотренных законодательством. 33% опрошенных заявили, что они часто сталкивались с требованиями предоставления избыточного числа документов как до, так и после вступления в силу Таможенного кодекса. Доля же тех, кто сталкивается с этим явлением всегда, сократилась всего на 2% - с 15% до 13%. ВЦИОМ отмечает, что аналогичная картина складывается в отношении взяточничества. Иными словами, как брали взятки на таможне, так и берут.

А 61% респондентов сообщили, что в той или иной степени вынуждены прибегать к использованию личных связей для решения вопроса таможенного оформления грузов.

Тем не менее участники ВЭД в целом положительно оценивают произошедшие за последние два года изменения в работе таможенных органов, в первую очередь отмечая такие тенденции, как сокращение времени таможенной очистки грузов, упрощение правил таможенного декларирования и введение электронной формы декларирования товаров. Таких набралось 46%. Еще 44% считают, что ничего не изменилось, а 5% уверены, что ситуация только ухудшилась. Остальные не определились с ответом.

Gzt.Ru; 04.08.06