12.08.05

Таможенные режимы: что показал мониторинг

Главное управление организации таможенного контроля ФТС России ведет постоянный мониторинг по применению экономических таможенных режимов. Его результаты показывают, что участники внешнеэкономической деятельности по-прежнему не используют в полной мере те возможности, которые им дает законодательство, несмотря на то что уже минуло полтора года с момента ввода в действие нового Таможенного кодекса РФ. Выявились также проблемы, решение которых невозможно без участия законодателей. О промежуточных итогах мониторинга рассказывает заместитель начальника ГУОТК Людмила Карамзина.

Людмила Валентиновна, с какой целью Главным управлением проводится мониторинг по применению экономических и остальных таможенных режимов? Цели основные две. Первая проверить насколько правильно работают в этом направлении должностные лица таможенных органов, чтобы понять, с какими трудностями они сталкиваются и в каких нуждаются разъяснениях с нашей стороны. И вторая посмотреть, где существуют недоработки или нестыковки законодательного плана.

А сколько всего таможенных режимов?

Двадцать один, из них шесть Таможенный кодекс РФ определяет как экономические таможенные режимы, то есть это режимы, которые в той или иной степени помимо чисто процессуальных затрагивают экономические вопросы, предусматривают льготы по уплате пошлин и налогов. К экономическим таможенным режимам относятся: переработка вне таможенной территории и переработка на таможенной территории России, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз, таможенный склад и свободная таможенная зона (свободный склад). Хотя существуют и другие режимы, в определенной степени затрагивающие экономические интересы участников ВЭД, реэкспорт, к примеру.

Стоит отметить, что из перечисленных экономических таможенных режимов переработка для внутреннего потребления у нас пока не применяется. Нет соответствующего постановления правительства, устанавливающего перечень товаров, которые могут помещаться под этот таможенный режим. Я говорю об этом с сожалением, потому что зарубежный опыт свидетельствует, что режим этот применяется достаточно широко, то есть он удобен для операторов рынка. ФТС не может готовить предложения по этому поводу в правительство, потому что до сих пор ни от одной заинтересованной организации не поступило соответствующего обращения с обоснованием необходимости применения режима переработки для внутреннего пользования.

Какие наиболее типичные сложности выявил мониторинг за период действия нового законодательства?

Как это ни парадоксально, но участники внешнеторговой деятельности не спешат воспользоваться преимуществами, которые им предоставил новый Таможенный кодекс. В частности, это касается упрощения технологии оформления товаров.

По-прежнему остро стоит проблема, связанная с тем, что не урегулированы в законодательном плане вопросы применения запретов и ограничений неэкономического характера при перемещении товаров. Я имею в виду ограничения, установленные законодательством о внешнеторговой деятельности, то есть когда и какие должны применяться разрешения и лицензии. Таможенным кодексом предписано только, что ограничения эти должны применяться, а конкретно в каких случаях и в какой форме это отнесено к действию других законов. Но беда в том, что в этих законах конкретных оговорок о порядке применения ограничений в различных случаях не имеется.

Очень злободневный сейчас вопрос применение сертификатов соответствия и сертификатов безопасности. В законе "О техническом регулировании", например, лишь в отношении одного случая внесена определенность. В нем записано, что при отказе в пользу государства владельцу товара не требуется предъявлять эти сертификаты, но по остальным случаям фактически ничего нет.

По сути статья 29 этого закона говорит, что все зависит от того, под какой таможенный режим помещаются товары, и что для каждого режима российское правительство должно установить соответствующий порядок по применению ограничений неэкономического характера, видимо, через технический регламент. Но сегодня вопрос остается неурегулированным. По ряду таможенных режимов (например, при временном ввозе или беспошлинной торговле) у нас до сих пор нет ясности требовать или нет сертификаты соответствия и безопасности. В некоторых случаях мы получаем заключения компетентных органов, что не надо, а с другой стороны, закон говорит, что надо.

А у кого вы получаете подобные заключения?

Заключения по нашим запросам мы получаем от ведомств, в функции которых входит регулирование и контроль применения законодательства, касающегося внешнеторговой деятельности. Недавно запрос ушел в Минпромэнерго РФ и в Минэкономразвития РФ (без курирующего нас министерства мы не можем этого делать), могут быть запрошены санитарно-эпидемиологические и иные службы. Ограничительных мер ведь очень много, и по каждой приходится разбираться отдельно. При чем процедура это занимает достаточно длительное время, так как запрашиваемые министерства и службы работают в основном с внутренним рынком, и преломлять законодательство в их области к таможенному им сложно. Но мы все равно вынуждены это делать, потому что без позиции этих ведомств мы не можем подготовить соответствующие разъяснении для таможенных органов. При этом надо помнить, что запреты и ограничения неэкономического характера применяются во всех случаях: не только при декларировании товара и при помещении его под таможенный режим, но и при завершении действия режима.

Понятно, что получение раз решения требует дополнительных затрат и временных, и, в ряде случаев, материальных. По этому будем надеяться, что законодатели проникнутся этой проблемой и более четко сформулируют в законах, когда и как применять ограничительные меры неэкономического характера. А какие тонкие места чисто таможенного плана вскрыл мониторинг?

Сейчас мы продумываем возможные альтернативы применению обеспечения уплаты таможенных платежей в качестве гарантии соблюдения условий экономических таможенных режимов. Статья 160 Таможенного кодекса ("Гарантии соблюдения таможенного режима") это допускает. Но как оказалось, нам самим придумать такие гарантии сегодня довольно сложно. Возможно бизнес-сообщество, учитывая его заинтересованность, нам в этом деле поможет.

А может, не следует изобретать велосипед и посмотреть, как эту проблему решили за рубежом?

В европейских странах в ряде случаев подписывается соглашение между таможней и заинтересованной компанией, как правило, крупной. По данному соглашению компания в рамках закона получает определенные послабления и, со своей стороны, обязуется соблюдать законодательство, гарантирует предоставление дополнительной отчетности и ведение учета по устраивающей таможню форме.

По российскому законодательству таможня не может устанавливать для фирмы определенную систему учета, если не применяются положения 68-й статьи Таможенного кодекса. Хотя нам очень бы хотелось иметь такое право для экономических таможенных режимов, в особенности, связанных с переработкой товаров. Мы сегодня с фирмы можем требовать только отчетность.

-А если фирма сама выступит с инициативой по заключению такого рода соглашения, в котором в числе прочего будет оговорена устраивающая таможню система учета? Закон такому соглашению не будет препятствовать?

В принципе нет. Но предварительно необходимо все-таки знать на решение каких конкретных задач будет направлено такое соглашение. Потому что одним нужно, чтобы то вары просто быстрее проходили таможенное оформление, другим чтобы обеспечивался быстрый вы воз продуктов переработки с территории России, третьим что- то еще.

От таможенной службы на каком уровне подписывается такое соглашение?

Я видела соглашение, заключенное между крупным концерном и ведомством, аналогичным нашей ФТС. Но вполне возможно, что существуют и другие варианты. У нас такого прецедента пока нет. Хотя с большой долей условности к подобной практике можно отнести сборочное предприятие "Форд Мотор Компани" в Ленинградской области. Оно действует на основе инвестиционного соглашения, заключенного Минэкономразвития РФ по поручению российского правительства. Там создан свободный склад. Хотя инвестиционное соглашение таможенные вопросы не регламентирует, однако на свободном складе применяются свои технологии таможенного оформления и порядок таможенного контроля.

Какие перспективы у законов по особым экономическим зонам?

По особой экономической зоне Калининградской области перспективы неплохие, очевидно он будет вскоре принят. Общий закон "Об особых экономических зонах" уже принят Государственной Думой РФ.

Картина складывается такая: три отдельных, не связанных между собой закона по особым экономическим зонам один общий и два конкретных (старый по Магадану и новый по Калининграду) и отдельное законодательство по свободному складу. Достаточно трудно все эти не взаимосвязанные нормативные акты применять на практике. Поэтому усилиями Минэкономразвития и ФТС создана рабочая группа по разработке нескольких нормативноправовых актов, регулирующих применение режима свободного склада. Это важно, потому что к этому режиму опять проявился интерес со стороны автомобилестроительных компаний после некоторого спада в связи с недавним постановлением по снижению пошлин на комплектующие.

Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить?

Очевидно, издержки будут меньше, если постепенно организовывать полный цикл производства на территории России, чем ввозить комплектующие из-за рубежа. Сейчас у крупных фирм появились такие идеи, они собираются развивать здесь не только сборку и изготовление автокомпонентов, но и сырьевую базу, тем более что металла в России хватает. К тому же возможности для расширения производства в самой Европе, как считают некоторые специалисты, постепенно исчерпываются. Произведенные в России автомобили в будущем можно будет вывозить за рубеж и возвращать при экспорте еще и НДС. Так что подобные проекты могут оказаться достаточно выгодными.

На встречах с представителями фирм часто задаются вопросы по реэкспорту. С чем это связано?

Многие организации сейчас наладили связи с нашими соседями и возят туда товары из Европы через российскую территорию. Они заключают два контракта купли-продажи один с европейским поставщиком товара, а второй с покупателем этого товара в соседнем государстве. Самый удобный для такого бизнеса таможенный режим реэкспорт. Но некоторые предприниматели просто не знают, как это сделать. Поэтому они ввезенный на территорию Рос сии товар выпускают для внутреннего потребления и при этом уплачивают ввозную пошлину, НДС, в ряде случаев акциз, а потом вывозят свой товар в режиме экспорта. Налог на добавленную стоимость они таким образом себе возвращают, но пошлина остается у государства. Для предпринимателя это накладно. Есть еще причина, по которой фирмы не используют режим реэкспорта, плохо поставленная логистика. Для минимизации издержек поставки надо осуществлять таким образом, чтобы товар как можно меньше находился на территории России.

Редко в таком бизнесе товары помещают и под режим таможенного склада с использованием так называемой консигнации (ввоз товаров на хранение с последующей продажей). А это на самом деле очень удобно. Режим таможенного склада предусматривает хранение товара в течение трех лет без уплаты пошлин и налогов и неприменения к нему запретов и ограничений экономического характера. За это время можно найти покупателя как внутри страны, так и за рубежом. И даже можно вернуть товар назад поставщику. Допускается перепродажа товара на самом складе (это новое положение в Таможенном кодексе, заимствованное из зарубежного опыта), причем неоднократная и из разных товарных партий. Все права и обязанности по уплате пошлин и налогов при перепродаже на складе переходят к новому владельцу. При этом пошлины и налоги уплачиваются только в том случае, если товар выпускается для внутреннего потребления.

Подготовлено много предложений по допущенным ранее законодателями пробелам в Таможенном кодексе. А пока эти предложения не приняли законной силы, как вы выходите из положения?

Существует такая проблема возврат российских товаров на территорию России. Обычно для этого используется режим реимпорта. В кодексе прописано, что вернуть назад в реимпорте (соответственно без уплаты пошлин и налогов) товары, ранее экспортированные или временно вывезенные, можно в течение трех лет с момента их вывоза из России. Но есть сферы сотрудничества, например, военно-техническая, где связи с иностранными государствами осуществляются на долгосрочной основе, превышающей трехлетний срок. Когда приходит время их возвращать, выясняеттся, что без уплаты пошлин и налогов сделать это нельзя, так как они не входят в очень узкий перечень товаров (оборудование для строительства, промышленного производства и геологоразведки), для которых срок действия режима реимпорта можно продлевать. А изделия и материалы, поставляемые в рамках военно-технического сотрудничества, как правило, очень дорогостоящие. Конечно, мы идем навстречу заинтересованным организациям, потому что другого выхода у нас просто нет. Необходимо как можно скорее расширить перечень товаров, в отношении которых можно продлевать сроки реимпорта.

Очень много возникает вопросов из-за неточностей формулировок закона о применении в отношении транспортных средств (используемых для обслуживания товарных потоков) режимов временного ввоза и временного вывоза. Нет четко прописанных условий их полного освобождения от пошлин и налогов. Например, в статье 271 Таможенного кодекса ("Временный ввоз транспортных средств") в числе прочих условий полного освобождения от уплаты пошлин и налогов значится такое: если транспортное средство на территории России не используется во внутренних перевозках.

Понятие "внутренняя перевозка" есть только в Конвенции о временном ввозе. Таким образом получается, что в отношении ряда транспортных средств, которые участвуют здесь в международной перевозке, но с перевалкой груза, нет четкого понимания подпадают они под полное освобождение от платежей или нет. Мы внесли предложения по более четкому формулированию условий полного освобождения от уплаты таможенных платежей.

Беседовала Елена Гончарова
Журнал Таможня 14 от 26.07.05