14.06.11

Таможенные страсти по Украине

После первой годовщины почти эйфорических отношений между Россией и Украиной, Москва стала испытывать некоторое отрезвление. Первый год Виктора Януковича в контексте российско-украинских отношений, безусловно, для России получился позитивным. Но опять же, стоит учитывать тот факт, что сравнение происходит на фоне откровенно русофобской «пятилетки» Ющенко, после которой будь президентом Украины Тимошенко или Янукович, потепление двухсторонних отношений было просто неминуемо. К тому же следует отметить, что наиболее значимых успехов Россия добилась при «переходном Януковиче», когда у новоизбранного президента еще не была отрегулирована вся вертикаль власти, и он во многом полагался на внешнеполитический фактор в своей деятельности.

Теперь же, когда открылось упорное нежелание Украины вступать в Таможенный союз, следует подчеркнуть, что такая позиция не является неожиданной или спонтанной. С Президентом Януковичем происходят те же самые трансформации, что в свое время происходили с Леонидом Кучмой – он начинает стремительно украинизироваться. При этом любая украинизация в условиях украинской же действительности несет в себе русофобские корни. Чтобы четче уяснить, как такое произошло, что после, казалось бы «революционных» Харьковских договоренностей, Украина решительно отказывается от вступления в Таможенный союз, приведу только самые значимые действия власти, которые и привели российско-украинские отношения к данной стадии:

- июнь 2010 – Виктор Янукович окончательно отказывается от идеи федерализации Украины;
- сентябрь 2010 – серия торговых соглашений между Украиной и Китаем, которые откровенно идут в разрез с интересами РФ;
- октябрь 2010 – накануне местных выборов, провластное большинство в парламенте так и не принимает «Закон о языках» - русский язык по-прежнему на Украине не имеет никакого статуса.

Потому отказ Украины от вступления в ТС по сути не является чем-то экстраординарным. К тому же не забываем про мощное западное лобби, которое в украинских условиях иногда способно выступать решающим фактором. После откровенно неудачного последнего визита в Киев Владимира Путина, который попытался с наскока втянуть Украину в ТС, Запад переполошился не на шутку. Из Брюсселя Украине четко было подано два сигнала:

1. Киев может рассчитывать в ближайшее время (осень 2011) войти в зону свободной торговли с Евросоюзом.

2. Любая интеграция Украины в рамках Таможенного союза закрывает для Киева перспективы евроинтеграции.

Последний пункт является наиболее болезненным для Януковича. Безусловно, ни о каком прямом вхождении Украины в Евросоюз в ближайшей обозримой перспективе вопрос не стоит. В ЕС сейчас не знают, что делать с некоторыми своими «старожилами» (например, Грецией), поэтому каких-то открытых перспектив стать «равными» Украина сейчас не имеет. Другое дело, что ЕС может баловать Киев всевозможными пряниками, например, зоной свободной торговли и безвизовым режимом. ЗСТ выгодно для групп влияний, которые давят на Януковича – в первую очередь металлургическим и химическим лоббистам. А безвизовый режим для украинцев со странами ЕС – это мощнейший политический бонус для самого Януковича.

К тому же следует добавить, что у Киева осталось полнейшее раздражение на Кремль по результатам Харьковских договоренностей, вернее, по их газовой составляющей. В свое время, обманув саму себя, привязав цену на газ к мировым ценам на нефть, Украина теперь расплачивается по реально рыночным ценам (чего когда-то и добивалась), однако такая формула оказалась менее выгодной, чем «политические расценки». Теперь же, предлагая Украине новый виток интеграции, Кремль снова предлагает «энергетические компромиссы», продавая, по сути, очередное снижение цены на газ. Потому и появилось встречное страховочное предложение Украины о взаимодействии по формуле 3+1.

Последний визит Николая Азарова в Москву вновь поднял данный вопрос (хотя визит на прямую был связан с корректировкой цены на газ). Каких-либо видимых уступок Азарову от Путина добиться не удалось, а потому вновь был поднят вопрос об опосредованном участии Украины в Таможенном союзе. В этот раз, к слову, Кремль оказался более лоялен к предложенной формуле (по крайней мере, уже созданы рабочие президентские группы), но искать какой-либо выгоды от такого участия Украины в ТС не стоит. Очевидно, что Киев готов «соскочить» с любых интеграционных процессов в рамках ТС как только от Евросоюза последуют вполне конкретные предложения.

В целом, будущее российско-украинских отношений в рамках Таможенного союза на сегодняшний день выглядит весьма туманно. С российской стороны уже прозвучали угрозы о вероятных трудностях в кооперации наукоемких отраслях промышленности – авиационной, атомной и т.д. Киев, в свою очередь уже дал отмашку «говорящим головам» Партии регионов на критику как позиции Москвы по газовым переговорам, так и по ее «чрезмерному давлению» по втягиванию Украины в ТС. Здесь важно отметить один важный момент – для Киева (вне зависимости от конкретной политической силы) совершенно неприемлемым является строительство какой-либо наднациональной надстройки в рамках восточного вектора, в то время, как в отношениях с ЕС, Украина готова потерять значительную часть своего суверенитета. Показательно и то, что Украина совершенно не пытается самостоятельно просчитывать выгоды от вступления в ТС, ориентируясь исключительно на цифры и выводы лоббистов России и Запада.

В любом случае, если Киевом таки будет подписано соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом, отношения России и Украины перейдут на принципиально иной уровень. Вместе со сворачиванием экономической интеграции, может начаться и новый виток гуманитарных войн. Одним из сигналов гуманитарного кризиса уже сейчас служит угроза увольнения Януковичем министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника. Последний является фигурой больше символической, нежели политической, и потенциальное увольнение министра будет означать вполне прозрачный намек Кремлю. Да и российской стороне следует подумать еще о каких-то привлекательных бонусах для Украины (кроме газового фактора), чтобы таки додавить ее и убедить вступить в Таможенный союз. Пока что именно ТС на сегодня является тем универсальным фактором, который позволяет Кремлю удерживать Украину в рамках орбиты своего влияния.

Обозреватель