22.01.09

Таможенный досмотр

Коллегия Федеральной таможенной службы одобрила концепцию таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе России. Этот документ призван стать составной частью стратегии развитии ФТС до 2020-го года, сообщает Пресс-служба ФТС РФ.

О том, что представляет собой новый документ, как он отразится на работе одной из самых крупной на юге страны Новороссийской таможни и самого крупного в регионе Новороссийского порта и всего транспортного узла, а также об итогах работы рассказал начальник Новороссийской таможни Виктор Цыганов.

- Виктор Касьянович, чем вызвана необходимость принятия Концепции, что она даст участникам ВЭД и как отразится на развитии отечественной экономики?

- Необходимость этого документа вызвана ростом внешнеэкономического оборота, усугубляющейся неравномерностью развития между центральными и приграничными субъектами страны, проблемой чрезмерной транспортной нагрузки на крупные города. Мы полагаем, что, внедрив положения концепции, удастся обеспечить экономическую безопасность интересов России и ее товаропроизводителей, усовершенствовать таможенное администрирование, развить инфраструктуру приграничных субъектов страны, а также снизить транспортную нагрузку на мегаполисы, существенно облегчить затраты участников рынка.

Одновременно получит развитие и сама таможня; предусмотрено широкое использование новых информационных технологий, развитие новых и реконструкция существующих объектов для эффективной работы таможенных органов, будет уделено более пристальное внимание как системе социального обеспечения, так и системе подготовки и переподготовки кадров, созданию условий для обучения специалистов таможенного дела в приграничных субъектах РФ. Первоочередная реализация Концепции начнется в том числе в Южном регионе и в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом. То есть нас коснется непременно.

- Получается Новороссийская таможня как в воду глядела, когда летом провела структурную реорганизацию? Теперь вместо четырех постов работает шесть. Как это отразилось на работе таможни? Вы и участники ВЭД уже ощутили положительные изменения?

- Реорганизация была обусловлена несовершенством действующей структуры, нехваткой штатной численности в условиях постоянного роста объемов перевалки товаров в порту, вынуждающей участников ВЭД, экспедиторов обращаться в различные структурные подразделения таможни, находящиеся на значительном удалении. Все это замедляло проведение таможенного оформления, возникали задержки, связанные с передачей информации и документов между подразделениями таможни, экспедиторами, терминалами. А сегодня надо обеспечить оперативность этих процессов и реализовать принцип «одного окна» для того, чтобы минимизировать временные и финансовые издержки участников на таможенное оформление и проведение досмотровых операций.

В связи с развитием контейнерных терминалов, и усложнением операций по контролю за товарами, перемещаемыми таким образом, перед нами остро встал вопрос - как можно не только не ослабить, но и повысить контроль досмотра контейнерных грузов. Во взаимодействии с ФТС и Южным таможенным управлением решение было найдено. На всех трех терминалах мы создали свои посты с замкнутым циклом оформления: Новороссийский центральный таможенный пост, Новороссийский юго-восточный таможенный пост, Новороссийский западный таможенный пост. Это позволило, кроме улучшении контроля, еще и непосредственно приблизить к таможенным и перемещаемым грузам участников ВЭД. Дальнейшая работа будет вестись по трем направлениям: продолжим оптимизацию с учетом полученного опыта, структуру таможенных постов, их техническую модернизацию и внедрение системы предварительного информирования и электронного декларирования. Считаем, что эти меры позволят вдвое сократить время оформления, досмотра и осмотра автомобилей и контейнеров.

- Наряду с оргмерами, применяются ли новые технические средства контроля, помогающие ускорить прохождение грузов через таможенную границу?

- С середины 2008 года Новороссийская таможня в полном объеме применяет мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Они созданы на базе грузового автомобиля, оборудование произведено немецкими и французскими компаниями. Эта техника позволяет, используя ионизирующее излучение, получить высококачественное рентгеновское изображение крупногабаритных грузов и транспортных средств, проводить проверку соответствия товаров сведениям, заявленным в документах, без вскрытия контейнеров и грузовиков всего за 7 минут, тогда как на процедуру досмотра инспектором обычно уходит от одного до трех дней. Они у нас работают без выходных, в день через каждый досматривается от 28 до 40 контейнеров. Обслуживающий МИДК персонал прошел обучение на специальных курсах в Ростовском филиале Российской таможенной академии. Результаты работы комплексов таковы: возбуждено 31 дело об административном правонарушении, на фирмы, которые пытались провести груз с нарушением законодательства, наложено штрафов более чем на миллион рублей.

Поначалу бизнес насторожено воспринял появление у нас новинок, но потом быстро понял, что это только ускоряет процесс таможенного оформления, а следовательно, и товарооборот, снижаются издержки. Нельзя забывать о профилактическом эффекте: зная о МИДК, никто не повезет через нас контрабандой оружие, взрывчатку, наркотики. В нынешнем году мы планируем ввести в строй стационарный ИДК, сооружение которого завершается в районе НУТЭП. Его производительность во много раз выше и тогда этими средствами технического контроля будет охвачен весь грузопоток, идущий через Новороссийский порт.

- Но упреки в том, что таможенные процедуры слушком громоздки и длительны все еще нередко слышны от представителей бизнеса.

- Зачастую претензии необоснованны и вот почему. Есть ряд других контролирующих органов, решения которых при оформлении грузов необходимы таможне, чтобы принять решение, и у этих органов есть свои сроки подготовки документов. Например, судно стало на рейд, у капитана появились разногласия с портнадзором, время идет, а бизнес начинает обвинять таможню. Иногда собственные недоработки, недоработки экспедиторов и компаньонов тоже сваливают на нас. Таможня видит и изучает всю логистическую цепочку - от момента прибытия судна до получения груза, и практически всегда нам удается выявить слабые звенья, где контроль принесет наибольший эффект. Для этого и создается система управления рисками. Еще надо сказать о том, что наряду с модернизацией таможни, надо модернизировать свою работу и участникам ВЭД - увеличивать штат, обучать персонал, повышать его квалификацию. Принимая решение о досмотре контейнера, мы готовы его сразу досмотреть, однако нередко к этому не готов участник ВЭД. Потому что у него в структуре зачастую нет четко выстроенного транспортного процесса. Мы готовы принимать декларации весь день, а их почему-то все приносят ближе к вечеру... Есть и объективная трудность - стивидоры не могут порой создать необходимых условий для проведения таможенного контроля. Сегодня мы стараемся наладить максимально тесное взаимодействие не только с контролирующими органами, но и с участниками ВЭД, компаниями, занимающимися таможенным оформлением с которыми соприкасаемся в своей работе, чтобы избежать накладок, дублирования функций, добиться единого контроля. Нами были инициированы и проведены ряд совещаний как с участниками ВЭД, так и с контролирующими органами, итогом проведения которых стали конкретные предложения и пути решения возникших проблем.

- А насколько серьезно у вас стоит вопрос нехватки кадров?

- Профессия таможенника стала престижней. Мы постоянно ведем прием на работу, создаем кадровый резерв. Сейчас у нас имеются вакансии. Это связано, прежде всего, с выделением дополнительной штатной численности на укомплектование новых таможенных, постов, подразделение ИДК и кинологического отдела. В самое ближайшее время планируем заполнить все вакансии. Основные требования к гражданину, желающему стать инспектором таможни, следующие: высшее образование (таможенное, юридическое или экономическое), отсутствие судимости. Он должен четко представлять цели и задачи таможенных органов, большую ответственность будущей профессии. Первый шаг для конкурсанта - собеседование с психологом, тщательная проверка поданных им документов. После положительных итогов шаг второй - тестирование. Надо подтвердить свои профессиональные навыки, ответив на несколько десятков вопросов. Если в 75 процентах ответы правильные, то гражданин приходит на беседу в конкурсную комиссию. В ней, кроме наших сотрудников, для объективности также присутствуют два независимых эксперта.

- Как ведется: борьба с проявлениями коррупции в рядах таможни?

- В ФТС этой проблеме уделяется большое внимание, разработана специальная программа, принимаются меры для устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию. И все же решение борьбы с коррупцией лишь силовыми методами, без системного улучшения таможенного администрирования и совершенствования законодательной базы, будет носить временный характер. В качестве наиболее важных преобразований, которые призваны поднять таможенное администрирование на качественно новый уровень, укрепить доверие во взаимоотношениях предпринимателей с государством и устранить условия для коррумпированных проявлений в таможенной сфере, можно выделить: внедрение электронного декларирования, автоматизированной системы управления рисками, создание и использования принципиально новой системы оценки и контроля таможенной стоимости, что позволит нам интегрироваться в международную систему пользователей источников информации о ценах на товары. Создание информационного обмена в рамках WCO о стоимости импортируемых товаров позволит повысит ее достоверность и предотвратить возможности ее искажения как со стороны участников ВЭД, так и со стороны сотрудников таможенных органов.

Огромное значение в противодействии коррупционным проявлениям в таможенных органах играет подразделение собственной безопасности. Они не просто выполняют функции по профилактике должностных преступлений в таможне, но самостоятельно выполняют и пресекают таковые.

- Ротация кадров — тоже из этой области?

- Да. Она направлена не только на разрыв коррупционных связей, но и на сохранение жизни должностных лиц таможенных органов, подвергшихся давлению лиц со стороны преступных элементов. Преследуется и другая цель - повышение профессиональных навыков, что позволяет использовать сотрудника на многих направлениях работы, повысить взаимозаменяемость, создать обширный кадровый резерв.

- Вопрос к заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности Виктору Кокиносу. Виктор Игоревич, каковы на сегодняшний день результаты работы правоохранительного блока? С чем чаще всего связаны происходящие нарушения?

- В целом по итогам 2008 года оперативная обстановка в зоне деятельности Новороссийской таможни складывалась под воздействием активной внешнеэкономической деятельности участников ВЭД, роста товарооборота отдельных видов товаров, осуществляемого через Новороссийский морской торговый порт. В 2008 году совместными усилиями был выявлен ряд криминальных схем. В частности пресечен канал контрабандного ввоза культурных ценностей из Республики Армения, по результатам возбуждено уголовное дело. Сотрудниками правоохранительного блока таможни выявлена и пресечена схема легализации не оформленных в таможенном отношении автомобилей, в результате возбуждено 2 уголовных дела. Выявлена организованная преступная группа, организовавшая канал контрабанды строительных материалов через границу РФ, по результатам возбуждено 3 уголовных дела.

По линии борьбы с особо опасными видами контрабанды показатели достаточно неплохие. Приведу всего несколько примеров. Сотрудниками ОБООВК был проведен ряд оперативных мероприятий, в ходе которых была задержана партия икон (230 шт.), изготовленных с использованием драгоценных металлов, которую пытались ввезти на территорию Российской Федерации, заявив в ГТД, что оклады икон изготовлены из сплава железа. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 188 УК РФ и дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ. Выявлены крупные партии товара - продукции растительного происхождения, часть которых была заражена карантинными объектами, часть имела содержание нитритов в несколько раз превышающее предельно допустимые нормы, часть - генномодифицированные последовательности, возбуждено 8 уголовных дел и более 10 дел об АП.

В ходе напряженной работы подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков были выявлены факты незаконного перемещения через таможенную границу таких сильнодействующих веществ и наркотиков как «Теофедрин» - 996 тр.; «кокаин» - 5 751 гр.; «гашиш» - 14,3 гр.; «кокаин» растительного происхождения - 37,03 гр.; «Седальгин-Нео» - 1238,8 кг. По всем фактам возбуждены уголовные дела.

Перекрывая каналы нелегального ввоза в Россию запрещенных и опасных предметов, методично работая над ликвидацией разного рода противоправных схем импорта промышленных и потребительских товаров, таможня вместе с тем вместе с добропорядочным бизнесом работает над созданием более благоприятных условий для внешней торговли, содействует росту инвестиционной привлекательности российского рынка.

- Виктор Касьянович, таможня, наверное, одна из первых, кто почувствовал влияние глобального экономического кризиса?

- Некоторое снижение внешнеэкономической активности наблюдается, однако мы уверены, что сборы в бюджет останутся стабильными. За 2008 год перечислено в федеральный бюджет по всем видам таможенных платежей-25,08 млрд. руб.

- Виктор Касьянович, в заключение позвольте поблагодарить вас за беседу, надеемся, что она будет продолжена и в будущем.

VCH.RU; 22.01.09