31.01.05

Таможенный груз на плечах России

Таможня, как известно, не только "дает добро", но и берет добро. Зачастую попросту отбирает. За это ее не жалуют. Предприниматели трижды подумают, прежде чем везти товар через границу. А, если нет отлаженных каналов , то на таможне можно разом потерять весь еще не приобретенный навар. Между тем российская таможня на 43% формирует доходную часть российского бюджета. Самое смешное, что при этом заработная плата таможенника в среднем 3,5 тысячи рублей. Несоответствий в российской жизни, конечно же, более чем достаточно, и государство, осознавая это, с энтузиазмом бросается на их устранение. Таможня не осталась незамеченной бдительным, буквально-таки всевидящим оком Германа Грефа.

Министр экономического развития и торговли России Герман Греф недавно поставил перед таможенниками России цель уже в этом году разработать четкие стандарты по предоставлению таможенных услуг. К примеру, резко сократить время пропуска транспортных средств через автомобильные пункты - с теперешних 3 часов до 40-50 минут, дабы избавить путешествующих от длительного стояния в очередях. А из проверяющих оставить только пограничников и таможенников. Сегодня на границе работают семь контролирующих служб и каждая последовательно проверяет товар. Это санитарно-эпидемиологическая служба, транспортная инспекция, ветеринары и другие, и только потом - таможенник.

Просто так убрать с границы эти службы, охраняющие нашего потребителя от некачественных, а, порой, и просто опасных товаров, нельзя. Скорее всего, будет так: оставить для досмотра таможенников и пограничников и создать при этом единую базу данных контролирующих органов, которой мы могли бы пользоваться - проверять сертификаты, заключения, разрешения, лицензии, выданные ими. Скорость прохождения грузов через границу в этом случае, естественно, повысится , - считает глава российской таможни Александр Жерихов, о чем он и сообщил в недавнем интервью Российской газете . Документ, касающийся стратегии развития таможенных органов, Минэкономразвития предполагает внести в правительство уже в конце февраля. Если правительство одобрит такой подход, то нужно будет пересмотреть отдельные нормы законов, и, помолясь, начинать эксперимент.

На днях Уральское таможенное управление посетил один из разработчиков новой стратегической концепции заместитель руководителя ФТС РФ Юрий Азаров , который обсудил с уральскими таможенниками принципы работы в новых условиях. Юрий Азаров сообщил на пресс-конференции, что идеология новой концепции заключается в более качественном обслуживании грузопотоков и участников внешнеэкономической деятельности, что называется, контроль в виде сервис .

Сервис на таможне - это звучит как оксюморон по примеру живого трупа или горячего льда. Тем не менее, таможенники получили указание в том духе, что издевательство на границах следует прекратить. В Штатах, к примеру, весь пакет документов присылают в таможню аж за четыре дня до прихода груза в порт, что позволяет по прибытию товара сразу же его отпускать. У нас же по закону можно задерживать груз на очень долгий срок для проверки всех нюансов.

Несовершенство работы таможенной службы складывается еще и из-за отсутствия нормальных пропускных таможенных пунктов. В таких условиях довольно проблематично проводить в жизнь новую стратегическую концепцию. Особенно это касается железнодорожных пунктов пропуска. В свое время правительство провело разграничение сфер обязанностей. За автомобильные пункты отвечают таможенники, за железнодорожные МПС, а ныне РЖД, а за авиационные и морские министерство транспорта.

Александр Жерихов пояснил ситуацию в интервью Российской газете : С 1993 года таможенники построили 186 современных автомобильных пунктов пропуска на основных магистралях, по которым перемещаются товарные потоки. 32 пункта планируется спроектировать и построить в 2005 году. Железнодорожники за все это время обустроили всего один. Где новые морские пункты пропуска - об этом я тоже хочу спросить у минтранса. А страдают импортеры. Наверное, в перспективе на границе должен быть один хозяин. Наши границы необходимо укреплять современными инспекционно-досмотровыми комплексами. Этого требует обеспечение безопасности страны .

На российско-казахстанской границе положение дел это подтверждает. Как пояснил накануне на пресс-конференции в Екатеринбурге начальник Уральского таможенного управления Геннадий Дроздецкий, для обустройства железнодорожных пунктов пропуска требуются большие денежные вложения и РЖД- как коммерческая структура должна этим заниматься сама, если не желает, чтобы страдали ее клиенты. Таможня планирует в скором времени еще раз провести совещание с руководством ОАО РЖД для решения этих проблем.

Таможенники также намерены прибегнуть к технической хитрости , дабы разгрузить очереди на границах. Есть намерение переложить тяжесть оформления грузов на внутренние таможни. Таким образом, на границах груз будет простаивать нормативные 40 минут, а дорабатывать его будут на внутренней таможне.

Мы должны сделать так, чтобы бизнесу было комфортно , - заявил Юрий Азаров. Но вот каким образом - люди, которые, как справедливо заметил главный таможенник России Александр Жерихов, работают день и ночь, в холод и дождь , будут делать жизнь бизнесменов комфортной за 2-3 тысячи рублей свой зарплаты? При этом, как подсчитали сами таможенники, один их сотрудник приносит в казну по 18 млн рублей в год. В 2004 году таможня перечислила в бюджет таможенных платежей на 462 млрд рублей больше по сравнению с 2003 годом, а сборы по импорту увеличили на 101 млрд рублей, хотя ставка НДС в прошлом году была 18%, а не 20%.

Чтобы поднять зарплату сотруднику до 10-12 тысяч рублей таможенному ведомству не хватает 2-3 млрд рублей, что, согласитесь, немного относительно тех доходов, которые таможенники взыскивают для государства. Между тем, зарплату им пока не поднимают, хотя, думается, в правительстве слышали присказку, что нищий таможенник хуже контрабандиста. Буквально на днях задержан калининградский таможенник при получении им взятки в $1 тысячу. А в Центральной оперативной таможне были разоблачены два ответственных сотрудника, вымогавшие у коммерсантов взятку в размере 200 тысяч долларов.

Самое коррумпированное ведомство борется со мздоимством силами собственной безопасности, которая, безусловно, не может предоставить ответы на все вопросы. Поэтому тот факт, что в 2004 году из таможни уволились 6 тысяч профессионалов только по причине низкой зарплаты, внушает надежду, что коррупция все же коснулась не всех. Александр Жерихов признает: Конечно, это нонсенс - бедный таможенник, который имеет дело с миллиардными сделками и управляет сложнейшими информационными процессами. Взять ту же систему электронного декларирования товаров, которую мы внедряем сегодня по всей России. Для этого нужны специалисты с высшим образованием. 85 процентов сотрудников таможни, к счастью, пока у нас с дипломами. В 2003 году было возбуждено против таможенников 243 уголовных дела. В 2004 году - 250. Вот, говорят, вся служба коррумпированная. ...Ну, не хочешь давать взятку, не давай .

Что произойдет с таможней в случае принятия новой концепции это большой вопрос. Все зависит от того, как - насколько рьяно и скоропалительно начнут решаться вопросы в попытке скорейшей модернизации таможенной системы. Ведь всего только год прошел с момента вступления в силу нового Таможенного кодекса, как уже новая законотворческая лихорадка. Безусловно, бизнес вздохнет с облегчением, если товары не будут простаивать в таможенных очередях на границе. Но вот, как бы не оказалось так, что в угоду нормативам, грузы, досмотренные на границе за 40 минут, будут простаивать гораздо дольше на внутренних таможнях. И от пока еще гипотетического российского сервиса не останется тогда и следа.

Остаются вопросы и о дружбе таможни с РЖД . Если две структуры не могут договориться в принципиальном вопросе, то тут должен возникнуть некто третий, кто и расставит все точки над i . Вопрос в том, когда это произойдет: до или, как обычно это у нас, после вступления новых требований к работе таможни. Кто тогда будет искать виноватых? Ну, а в проигравших останется тот самый бизнес, для которого вроде бы все это и делается.

Коррупцию как и низкую зарплату, которые даны нам в ощущениях, надо еще суметь проигнорировать. Низкая зарплата, как выясняется, является причиной увольнения, прежде всего, честных сотрудников, которые зачастую имеют специальное образование. А проблема подготовленности кадров нынче в таможне тоже всплыла на поверхность. На заседании коллегии Федеральной таможенной службы России г-н Греф потребовал от руководителей региональных управлений повысить навыки работы в сфере информационных технологий. "Вы генералы, но это не освобождает от знания информационных технологий", сказал тогда Греф. Министр даже пообещал лично принять зачет у региональных таможенных руководителей по использованию системы анализа и мониторинга в рамках электронного декларирования. А также Греф сообщил, что с 5 февраля следующего года будет введена система обязательного тестирования для назначения конкретных сотрудников таможни на ту или иную должность. Вопрос - кто пойдет на 2-3 тысячи рублей на эти должности, и , если пойдет, то, видимо, только ради идеи, остается открытым...

Накануне 31.01.05