10.04.08

Таможенный и пограничный досмотр переведут ближе к границе

Организация на станции Соловей дополнительного пограничного пункта, и приграничной таможни, а также сокращение количества межгосударственных электричек, курсирующих по маршруту Валуйки (Россия) - Тополи (Украина), позволят сократить число нелегальных мигрантов, пересекающих российско-украинскую границу по железной дороге.

Сейчас пограничный и таможенный контроль на российской территории пассажиры электричек, связывающих Украину и Россию, проходят на станции Валуйки (ЮВЖД), находящейся почти в 30 км от границы, тогда как украинский пункт досмотра расположен непосредственно на границе.

Рубеж России до станции Валуйки отделяют девять станций, где останавливаются следующие из Украины поезда. Выйдя на этих остановках, пассажиры избегают проверки пограничных и таможенных служб России.

По данным приграничной таможни, основными станциями высадки и посадки граждан, пересекающих госграницу на электропоездах с уклонением от прохождения пограничного, таможенного и иммиграционного контроля, являются станция Уразово и остановочный пункт Двулучное. Ежедневно здесь садятся и выходят из электричек более 100 пассажиров, а в выходные дни - свыше 200. Среди них есть немало тех, кому запрещён въезд в Россию. Так, только в прошлом году силами пограничников и таможни в поездах было выявлено 212 человек, не имеющих документов на право пересечения российско-украинской границы. Причём в числе задержанных были и граждане государств, с которыми у РФ предусмотрен визовый режим. По мнению пограничников, сложившаяся ситуация угрожает национальным интересам и безопасности страны.

"Бесконтрольные высадка и посадка пассажиров в поезда на участке от границы РФ до пограничного пункта на станции Валуйки создают предпосылки к бесконтрольному перемещению на территорию России нелегальных мигрантов, лиц, находящихся в международном розыске, перемещению предметов, запрещённых к ввозу в страну, а также контрабандных грузов. Это является нарушением законодательства о Государственной границе, а также таможенного и миграционного законодательств", - говорит начальник пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям Валерий Борисов.

Решить проблему контроля за пассажирами межгосударственных электричек пытались различными методами, например, прикрепив к каждому из курсирующих на направлении Тополи - Валуйки поездов наряд пограничников. Но дефицит кадров - а по словам начальника отделения службы пограничного контроля Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям Андрея Тяжкороба, в настоящее время штат службы укомплектован только на 86% - не позволил охватить все электропоезда.

Провалился и эксперимент по доставке жителей приграничных районов к железнодорожным пунктам пропуска автотранспортом. За счёт организации автобусных рейсов между станцией Валуйки и населёнными пунктами региона местные власти рассчитывали ликвидировать промежуточные остановки электропоездов между пунктами контроля. Но из-за плохих дорог, нехватки транспорта и нежелания пассажиров платить за проезд не только в электричке, но и в автобусе эта идея так и не получила развития.

"Есть несколько способов решения проблемы. Первый - вообще отменить движение пригородных поездов через границу, второй - осуществлять движение только между железнодорожными пунктами пропуска, без промежуточных остановок. Однозначно такие варианты вызовут сильные протесты и населения приграничных населённых пунктов, и местных властей. Остаётся третий вариант - развивать совместно с причастными службами такую технологию провоза пассажиров, которая позволит полностью соблюдать законодательство", - сообщил "Гудку" заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги - начальник пассажирской службы Вячеслав Прокофьев.

По его словам, обсуждая ситуацию, железнодорожники, пограничники и таможенники пришли к мнению, что единственный выход - организация дополнительного пограничного и таможенного поста на ближайшем к Украине российском остановочном пункте Соловей. При этом вход и выход граждан на этой станции будут ограничены одними дверями электропоезда, рядом с кабиной машинистов, что позволит проверяющим службам малыми силами организовать контроль пассажиров и багажа.

Кроме того, было решено и уменьшить число пригородных поездов - мера непопулярная, но вынужденная, с проверкой большого количества электричек контрольный пункт на станции Соловей не справится.

Вместе с тем приграничные таможенники отмечают, что отмена поездов - мера временная. Они могут вновь появиться в расписании после реализации федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)", которая предусматривает строительство трёх новых железнодорожных пунктов пропуска непосредственно на границе с Украиной.

«Гудок», 10.04.2008