11.04.05

Таможенный кодекс не нуждается в изменениях

В апреле Федеральная таможенная служба (ФТС) представит правительству концепцию развития своего ведомства до 2010 года. По мнению многих участников внешнеэкономической деятельности, вместо разработки новой концепции чиновникам следовало бы доработать введенный в 2004 году Таможенный кодекс (ТК). О проблемах применения кодекса и дальнейших планах таможенных органов корреспонденту "Бизнеса" Татьяне Алешкиной рассказал один из разработчиков ТК, замруководителя ФТС Юрий Азаров.

- Какие недоработки Таможенного кодекса были выявлены за полтора года его применения?

- Основные проблемы в самом правоприменении. Сейчас в Госдуме на уровне экспертного совета идет обсуждение Таможенного кодекса. Правоприменители со стороны бизнеса считают, что надо менять какие-то нормы. В частности, транспортники хотят изменить процедуру хранения товара в акватории порта, где у нас теперь нет СВХ (склад временного хранения.- "Бизнес") и товар хранится прямо на портовой территории. Но когда мы начинаем глубоко разбираться в этой проблеме, то выясняется, что вопрос не в том, как написан закон - он абсолютно правильно написан, а в самой процедуре, в том, как она осуществляется на практике. Не отработаны стандарты.

- Одна из явных недоработок ТК -- это неопределенность с применением упрощенной процедуры таможенного декларирования. Совсем недавно Минэкономразвития попыталось уточнить процедуру своим приказом. При этом, по мнению бизнесменов, МЭРТ предъявляет к ним повышенные требования при переходе на "упрощенку". Вы с этим согласны?

- Я бы не сказал, что МЭРТ сильно изменило ТК. Например, требование о том, что компания, желающая воспользоваться упрощенной системой, должна работать на российском рынке не менее трех лет, было прописано в самом законе не потому, что так решило Минэкономразвития. При разработке ТК этот момент вызвал много дискуссий среди законодателей. Они очень долго думали и пришли к выводу, что срок должен быть именно такой.

- Почему?

- Потому что мы все-таки учитываем интересы наполнения бюджета. Фирма должна себя зарекомендовать. И мы создаем такие условия, чтобы как можно больше фирм переходило в законное околотаможенное поле деятельности. Поэтому упрощенная система имеет отношение больше к законопослушным фирмам, которые готовы нам раскрыть всю информацию о своих операциях за три года. Соответственно для этого они должны отработать на рынке некоторое время, создать систему работы в России. Хотя есть и такое мнение: зачем трехлетний срок для фирм, которые знает весь мир? Может быть, их и знает весь мир, но в России они еще не работали.

- Какие поправки вы собираетесь вносить в ТК?

- Пока рано о них говорить. Могу сказать одно - их много не будет. В этом нет особой потребности. Будут внесены уточнения в нормы, которые прописаны, но на практике бездействуют.

- Какие например?

- Например, не работает норма таможенного обеспечения через страхование. Она мертвая, и мы думаем, надо ли вообще ее оставлять. Есть поправки технического характера, устанавливающие взаимосвязь отдельных норм, увязки, уточнение отдельных положений. Это вполне естественно. Но в целом кодекс не требует кардинальной переработки.

- Если правительство одобрит концепцию развития ФТС, что изменится в жизни бизнеса?

- Сама концепция - это перспектива, это отработка направлений деятельности, идеологии, под нее потом будут разрабатываться программы. Направление одно - приближение к мировым стандартам. Мы должны стать одной из самых продвинутых служб в мире.

- А вы не думаете, что за достижение таможенной службой мирового качества может поплатиться бизнес? Ведь система электронного декларирования, которая является главным признаком "продвинутости" и на которую уже начали переходить участники ВЭД, доступна только крупным компаниям: для малого бизнеса это разорительно, поскольку составление таких деклараций требует много времени и денег?

- Это требует времени и отработки технологии. Когда они будут отработаны, системой электронного декларирования воспользуются не только крупные участники рынка, но и все остальные. Ведь электронное декларирование - это не только прозрачность, но и ускорение процесса таможенного оформления. А ускорение всегда дает экономический эффект для любого предпринимателя. Затраты бизнеса на составление электронных деклараций на первоначальном этапе, конечно, будут, но потом их станет значительно меньше.

Бизнес 11.04.05