03.06.05

Таможенный кодекс: строка за строкой

Мы продолжаем публикацию комментариев к Таможенному кодексу РФ, представленных журналу начальником Правового управления ФТС России Галиной Баландиной.

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

1. Территория Российской Феде рации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.

2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Таможенная территория Российской Федерации - это государственная территория России, а также искусственные острова,установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет свою юрисдикцию. Включение в таможенную территорию указанных объектов, находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, скорее, дань юридической чистоте (см. пункт 3 статьи 5 Федерального закона О континентальном шельфе подпункт 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона Об исключительной экономической зоне Российской Федерации ). Практического значения пункт 2 статьи 2 Таможенного кодекса пока не имеет. По крайней мере, каких-либо специальных технологий таможенного оформления товаров, помещаемых на указанные объекты, либо добываемых (производимых) на них, не имеется.

3. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Особые экономические зоны во многом еще являются terra incognita для российского законодательства. Бесспорно, целью создания особых экономических зон является формирование благоприятных условий для развития инвестиционной, производственной, внешнеторговой деятельности, что способствует расширению производства товаров и услуг, созданию новых рабочих мест, укреплению экспортного потенциала. Дискуссии же о том, по каким критериям такие зоны должны создаваться, каков объем государственной поддержки и льготных правил ведения на их территории деятельности должен быть, продолжаются уже более десяти лет. Существующие особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях вряд ли можно назвать образцом для подражания при выработке подходов для создания свободных зон на других территориях хотя бы потому, что выделение территории целого субъекта Российской Федерации как свободной зоны имеет особые цели и задачи, а в случае с Калининградской областью продиктовано особым географическим и геополитическим положением этой территории.

Таможенный кодекс устанавливает общий принцип таможенного регулирования, применимый к товарам, находящимся на территории особых экономических зон. В контексте Таможенного кодекса особые экономические зоны следует понимать как совокупное название различных видов свободных зон (свободная таможенная зона, свободная экономическая зона, свободный склад и т.д.). Что касается таможенных льгот, действующих на территориях особых экономических зон, они предоставляются в рамках таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада. В настоящее время пока действует глава 12 Таможенного кодекса РФ в редакции 1993 года, где описываются общие правила таможенного регулирования ввоза товаров на территории зон и их вывоза с этих территорий. Пунктом 2 статьи 155 Таможенного кодекса РФ в редакции 2003 года в части установления указанных таможенных режимов предусмотрена отсылочная норма к другим федеральным законам. Даже тот небольшой опыт применения таможенного режима свободной таможенной зоны, который имеется, показал, что единые правила таможенного регулирования для различных зон не годятся. В частности, федеральными законами Об Особой экономической зоне в Калининградской области и Об особой экономической области в Магаданской области установлены отдельные правила применения таможенного режима свободной таможенной зоны применительно к каждой из этих территорий.

Внесенный недавно правительством РФ в Государственную Думу законопроект Об особых экономических зонах в Российской Федерации предусматривает специальные правила создания зон и действия таможенного режима свободной таможенной зоны на их территориях применительно к особым экономическим зонам промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Не исключено принятие федеральных законов, устанавливающих правила создания особых экономических зон других видов (типов) и свою специфику действия таможенного режима свободной таможенной зоны на их территориях в зависимости от цели их создания и особенностей функционирования.

Свободные склады учреждаются и функционируют на основе Указа Президента РФ 135 от 05.08.1998 О дополнительных мерах по привлечению инвестиции для развития отечественной автомобильной промышленности и постановления правительства РФ 413 от 23.04.1998 О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности , принятых в развитие положений главы 12 Таможенного кодекса РФ в редакции 1993 года. Как видно из самих названий правовых актов, свободные склады в Российской Федерации существуют только в автомобильной промышленности (точнее, реально функционирует единственный свободный склад во Всеволожске по производству легковых автомобилей Форд ). Следует отметить, что до сих пор свободные зоны ассоциировались с таким режимом осуществления внешнеэкономической деятельности, когда таможенные льготы предоставляются не только при ввозе товаров на их территорию, но и при вывозе товаров на остальную часть таможенной территории Российской Федерации. Существующие правила предусматривают возможность ввоза товаров с территории особых экономических зон без уплаты таможенных пошлин и налогов при условии осуществления определенных операций по переработке иностранных товаров. Критерии переработки, достаточной для того, чтобы товары могли ввозиться на остальную часть таможенной территории без уплаты таможенных платежей, установлены отдельно для каждой свободной экономической зоны и свободных складов. Вместе с тем, если буквально воспринимать принцип таможенного регулирования, заложенный в пункте 3 статьи 2 Таможенного кодекса, а именно - товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов , в существующей практике предоставления таможенных льгот можно обнаружить определенное несоответствие.

Ведь по общему правилу товары, ввозимые из-за пределов таможенной территории Российской Федерации, должны облагаться таможенными пошлинами и налогами. Законопроект Об особых экономических зонах в Российской Федерации впервые в российском законодательстве предусматривает необходимость уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввозимых с территории особых экономических зон на остальную часть территории Российской Федерации. Кроме того, в законопроекте предусмотрено, что особый режим осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах не ограничивается только таможенными льготами, но также предполагает льготы по налогам, сокращение мер административного контроля.

Также нельзя не отметить, что принцип определения статуса товаров, помещенных на территории особых экономических зон, как находящихся вне таможенной территории, можно было бы более широко толковать и в целях упрощения таможенных формальностей. Так, например, Рекомендуемым правилом 9 Специального приложения D (Свободные зоны) к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Брюссельского Протокола, 1999) предусмотрено, что помещение в свободную зону иностранных товаров, ввозимых непосредственно из-за рубежа, осуществляется без составления таможенной декларации, а для таможенных целей используются сведения, содержащиеся в документах, сопровождающих товары. Существующие таможенные правила таких послаблений не предусматривают. Не закладываются подобные упрощения и в законопроекте Об особых экономических зонах в Российской Федерации .

Дело в том, что указанный законопроект устанавливает действие таможенного режима свободной таможенной зоны не только по территориальному признаку (все товары, находящиеся на территории, автоматически рассматриваются как находящиеся под таможенным режимом свободной таможенной зоны). Законопроект предусматривает, что воспользоваться преимуществами указанного таможенного режима могут только лица, имеющие статус резидента особой экономической зоны, приобретаемый на определенных условиях.

Наконец, экстерриториальный статус товаров, находящихся на территории особых экономических зон можно рассматривать с точки зрения применения внутренних косвенных налогов - налога на добавленную стоимость и акциза. Известно, что при ввозе иностранных товаров на территорию свободной зоны таможенные пошлины и налоги не уплачиваются (иногда делаются исключения для подакцизных товаров). Представляется, что освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов при помещении в особую экономическую зону исключительно иностранных товаров носит дискриминационный характер по отношению к отечественному производителю. Это может являться сдерживающим фактором для использования российских товаров в качестве сырья, материалов, комплектующих, запасных частей при производственных процессах в свободных зонах. Законопроектом об особых экономических зонах, о котором уже упоминалось, для российских товаров, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны, в отношении налога на добавленную стоимость предусматривается такой же налоговый режим, как при экспорте.

Несмотря на то, что статьями 151 и 185 части второй Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при помещении товаров под таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада с целью их экспорта налог на добавленную стоимость и акцизы не уплачиваются, а уплаченные суммы акциза подлежат возврату (зачету), существующий порядок налогового администрирования предусматривает освобождение от уплаты, возмещение или возврат этих налогов только при фактическом вывозе товаров за пределн таможенной территории Российской Федерации. Освобождение от НДС и акцизов, предназначенных для экспорта товаров, помещаемых под таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада, равно как их возмещение и возврат могли бы явиться одной из дополнительных мер поддержки рос( <йского экспорта. Экспортер мог бы воспользоваться своими экономическими выгодами , не дожидаясь фактического вывоза товаров, а, например, в случае вывоза товаров морским(реч-ным) транспортом, в период формирования пароходной партии.

4. Пределы таможенной терри тории Российской Федерации, а также пределы территорий, ука занных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, являются таможенной гра ницей.

5. Таможенная граница совпада ет с Государственной границей Российской Федерации, за исклю чением пределов территорий, ука занных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.


Таможенный кодекс не раскрывает понятия таможенная граница , ограничившись указанием на то, пределы каких территорий являются таможенной границей. При внешней простоте содержание этого термина представляется одним из наиболее сложных в российском законодательстве. Понятно, что любая территория имеет свои пределы или границы. В сл> де с таможенной границей особенность состоит в том, что она совпадает с государственной границей Российской Федерации. Закономерный вопрос: почему для одной и той же условной линии используются два :-конодательных термина - таможенная граница и государственная граница? Статья 84 Конституции РФ прямо предусматривает запрет на ус-~ан"зление таможенных границ на территории Российской Федерации. А Таможенный кодекс определяет пределы особых экономических зон, находящихся на территории России, как таможенную границу. Опять вопрос: Вступает ли Таможенный кодекс в противоречие с Конституцией РФ? Закон РФ О Государственной границе Российской Федерации (принят в 1993 году) устанавливает разрешительный порядок пропуска через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных. Тогда почему контрабандой признается незаконное перемещение товаров именно через таможенную границу? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с таможенной границей, автор попыта-ся осветить в следующем номере.

Журнал Таможня 10 от 24.05.05