05.04.05

Таможенный кодекс в оковах

До сих пор не отменены 10 тысяч старых нормативных документов

ГРУППА аналитических компаний в конце марта представила доклад о таможенно-тарифной политике России. С его главным выводом согласились минэкономразвития, минпромэнерго и другие ведомства: новый Таможенный кодекс (ТК) если и работает, то в лучшем случае вполсилы: до сих пор действуют около 10 000 старых таможенно-нормативных документов. Быстрая подготовка нового ТК и вступление его в действие с 2004 года обусловлены, главным образом, требованиями ВТО. Но нормативная база новой таможенно-тарифной политики, как отмечено в докладе, существенно запаздывает. Упрощение же таможенных процедур и частые изменения пошлин тоже зачастую не сопровождаются необходимыми нормативными документами.

Главный результат таких диспропорций - увеличение нелегального импорта, экспорта и реэкспорта сфальсифицированных товаров. В частности, предлагаемое многими товаропроизводителями и ведомствами расширение номенклатуры ВЭД сегодня тоже затруднительно, ибо "первичной" здесь должна быть нормативная база с точным обозначением категории товара и его параметров.

Сотрудники Федеральной таможенной службы считают (об этом сказано и в упомянутом докладе), что отставание нормативно-правовой базы обусловлено прежде всего слабым взаимодействием между профильными ведомствами и отраслевыми организациями: например, новая комбинированная пошлина на группу смежных товаров или услуг или квота должна сопровождаться нормативными документами по всему ассортименту, входящему в такую пошлину или квоту.

Но одни структуры вовремя предоставляют соответствующую документацию, а другие - опаздывают, причем последних, увы, большинство. В результате новая пошлина/квота вводится с "изъянами", точнее - фактически позволяет экспортировать или импортировать продукцию (услуги) по сфальсифицированным маркировкам и другим "псевдодокументам". Пример тому - импортируемые патока и карамельное сырье, часто оформляемые поставщиками и реэкспортерами как сахар-сырец или наоборот .

Добавим к этому и диспропорции во внешнем таможенном тарифе российско-белорусского Союза и ЕврАзЭСа, где тоже пока действуют старые нормативные документы. Это обстоятельство затрудняет странам - членам этих блоков коллективно вступать в ВТО по аналогии, например, с государствами - членами Карибского сообщества, Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, южноамериканского блока МЕРКОСУР, Таможенного союза Южной Африки. Одно из предложений России на переговорах с ВТО - увеличение переходного периода, в течение которого российская сторона могла бы принять и ввести в действие нормативные документы, соответствующие нынешнему ТК. Но, похоже, это предложение не очень-то выгодно странам-переговорщикам со стороны ВТО. Именно благодаря упомянутой неразберихе имеются легальные возможности наращивания экспорта в РФ демпинговых и/или сфальсифицированных товаров. Поэтому контрпредложение зарубежных переговорщиков, если вкратце, такое: сроки переходного периода зависят от готовности России либерализовать в конкретный срок сами пошлины и квоты (то есть понизить первые и увеличить или отменить вторые). Словом, эта ситуация весьма далека от статуса страны с рыночной экономикой, на который РФ претендует в ВТО.

Между тем

По имеющейся информации, постановление об отмене и снижении импортных пошлин на автокомпоненты, возможно, будет подписано через 10 дней. Но, по данным Минэкономразвития и Минпромэнерго России, пока нет точной квалификации номенклатурой ВЭД категории "Промышленная сборка". В том числе потому, что пока нет исчерпывающей, нормативной документации.

Напомним: межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике 27 января 2005 года рекомендовала отменить импортные пошлины на остродефицитную часть автокомпонентов, поставляемых в РФ для промышленной сборки, а на некоторые виды автокомпонентов - снизить ее до 3-5 процентов. Но автокомпоненты, импортируемые для свободного обращения на вторичном рынке, пока будут облагаться нынешними ставками (7-11 процентов). Схожую политику для стимулирования "отверточного" машиностроения проводят Китай, Белоруссия, Узбекистан, страны Балтии. Но ввиду потребительско-географической емкости российского рынка и наличия близлежащих стран - крупных экспортеров "отверточных" автомобилей и их компонентов, ВТО настаивает на быстрой минимизации Россией импортных пошлин на все полуфабрикаты и готовые продукты машиностроения.

Российская газета 05.04.05