13.02.09

Таможенный контроль: до или после выпуска?

Одними из главных и системобразующих принципов организации таможенного контроля, обеспечивающих его эффективность, согласно положений ст. 358 Таможенного кодекса РФ, являются принципы выборочности проведения таможенного контроля в отношении оформляемых товаров, избирательности и достаточности применяемых форм таможенного контроля.

Эти принципы корреспондируют с положениями ст. 361 ТК РФ в части применения форм таможенного контроля после выпуска товара в целях проверки достоверности сведений заявленных при декларировании товаров. Таким образом, Таможенный кодекс предусматривает применение принципа выборочности не только в отношении объектов таможенного контроля, но и в отношении времени применения отдельных форм таможенного контроля – до или после выпуска товара.

Иными словами, с учетом вышеизложенных принципов таможенный контроль должен осуществляться только в отношении части товаров, определенных методами СУР как объекты контроля, с использованием форм таможенного контроля до или после выпуска товара в зависимости от того, когда их применение будет наиболее эффективным.

Например – при ввозе товаров до их выпуска наиболее эффективным будет таможенный контроль в форме досмотра, осмотра и таможенного наблюдения, так как позволяет с наибольшей вероятностью выявить возможные правонарушения непосредственно при его проведении. После выпуска товара эффективней проводить таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, получения пояснений и т.д., так как имеются возможности получения дополнительных документов и проведения более детального анализа достоверности заявленных при декларировании сведений, в том числе с использованием других видов контроля. Логически данные принципы подразумевают разделение таможенного контроля на две степени, отличающихся по глубине и тщательности его проведения. Первая – таможенный контроль осуществляется до или после выпуска товаров с применением определенных форм таможенного контроля, перечень которых установлен ст. 366 ТК РФ и только в отношении товаров, которые имеют потенциальную вероятность несоблюдения таможенного законодательств Российской Федерации. Вторая – таможенный контроль проводится в форме декларирования товаров, то есть заявления таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах по установленной форме с предоставлением необходимых документов и проведения форматно-логического контроля, в отношении которых на момент таможенного оформления СУР не выявлен риск.

К сожалению, необходимо констатировать, что существующий сегодня порядок таможенного оформления и таможенного контроля, регламентированный «Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров», утвержденной приказом ГТК РФ от 28.11.2003 г. № 1356, разработан без учета вышеуказанных принципов таможенного контроля.

Так, под таможенный контроль в форме «проверки документов и сведений» осуществляемый при декларировании товаров подпадает 100 процентов всех оформляемых товарных партий, независимо от того, выявлен в отношении оформляемого товара риск или нет. Именно данная форма контроля является наиболее трудоемкой, требует значительного времени на ее проведение и в большинстве случаев не обеспечивает в процессе таможенного оформления требуемой эффективности в условиях ограниченности сроков таможенного оформления и выпуска товаров.

Примером неэффективного применения в процессе таможенного оформления товаров до их выпуска такой формы таможенного контроля, как «проверка документов и сведений», может служить имеющаяся негативная судебная практика по направлению контроля таможенной стоимости, связанная с проведением корректировок таможенной стоимости по результатам применения данной формы контроля.

При проведении таможенного контроля только в форме проверки документов и сведений оформляющий инспектор должен провести согласно cуществующей технологии более 40 проверочных операций за 1,5 часа, отведенные ему для проведения документального контроля, включая контроль таможенной стоимости, проверку правильности определения кода ТН ВЭД и т.д. Возникает вопрос эффективности такого контроля, когда в среднем на одну проверочную операцию отводится две минуты.

С другой стороны – существующая сегодня тенденция сокращения сроков таможенного оформления приводит и к сокращению времени таможенного контроля, который в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и сохранения своей эффективности не должен быть ограничен временем таможенного оформления. В противном случае таможенный контроль станет просто формальной таможенной процедурой и, как следствие, неэффективным, либо, как в настоящее время – приведет к увеличению фактического срока выпуска товаров.

Так, зависимость времени проведения таможенного контроля в форме проверки документов и сведений от субъективных и объективных условий контроля (например – необходимость предоставления иных необходимых документов и сведений) и существующие технологии оформления допускают возможность осуществлять фактический выпуск товара в срок свыше трех дней, установленный п. 1. ст. 152 Таможенного кодекса. Сегодня, подав таможенную декларацию, декларант может получить товар в течение дня, через три дня или неделю, а в отдельных случаях и более поздние сроки, все зависит от сроков исполнения декларантом дополнительных требований, предъявленных таможенным органом при осуществлении им функций таможенного контроля. При этом формально, без учета времени приостановления таможенного оформления, товар выпускается в срок, не превышающий трех дней.

Да, сегодня при существующих технологиях технически можно одновременно оформить таможенную декларация и провести формализованный таможенный контроль в течение часа. Все зависит от глубины такого контроля и субъективных факторов. При этом выпустить товар в свободное обращение и в дальнейшем (после выпуска) к нему не возвращаться. Но будет ли такой таможенный контроль эффективным? Наверное, нет.

Тогда возникает вопрос – а стоит ли вообще совмещать таможенное оформление и таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, то есть в процессе декларирования товаров проводить операции документального контроля таможенной стоимости, проверки правильности определения кода ТН ВЭД и т.д. Не рациональней ли будет разделить эти две самостоятельные административные таможенные процедуры во времени? При этом перейти при декларировании товаров с «разрешительной» системы на «заявительную», когда основное таможенное оформление и выпуск товаров осуществляется не по результатам документального контроля, а по факту подачи и принятия таможенным органом правильно оформленной и проверенной таможенной декларации с последующим переносом операций документального контроля на период после выпуска товаров.

Без изменения существующих в настоящее время подходов к организации таможенного контроля, основанных на принципах тотального контроля – «проверяй и выпускай», созданных в 90-х годах, на новую идеологию таможенного контроля, в основу которой заложен иной принцип – «выпускай и контролируй», основанный на экономической целесообразности проведения той или иной проверочной операции, дальнейшее сокращение времени таможенного оформления товара и, как следствие, проведение документального контроля до выпуска товара будет неэффективным и экономически небезопасным.

Таким образом, осуществление таможенного контроля в форме «проверки документов и сведений» за рамками основного таможенного оформления, то есть после выпуска товаров, – есть реальный путь существенного сокращения времени таможенного оформления без снижения эффективности таможенного контроля. Причем для этого не требуется значительных финансовых затрат и структурных изменений. В таможенных органах сегодня создана необходимая функциональная структура, способная осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров. Необходимо только перераспределить операции документального контроля с основного таможенного оформления на контроль после выпуска товаров.

Конечно, нельзя взять да и 100 процентов таможенного контроля перенести на период «после выпуска», так как существуют определенные группы товаров стран-экспортеров и участников ВЭД, при таможенном оформлении которых существуют потенциальные риски возможного недостоверного декларирования и недополучения таможенных платежей в Федеральный бюджет в процессе таможенного оформления. Этого допустить нельзя. Поэтому надо при подаче таможенной декларации разумно разделить товары, в отношении которых таможенный контроль будет проводиться до или после выпуска. Отсортировать товары, в отношении которых таможенный контроль проводится в процессе таможенного оформления или после выпуска, можно с использованием форм и методов, применяемых в системе управления рисками.

Например, зачем проводить в полном объеме таможенный контроль в процессе основного таможенного оформления в отношении товаров производственно-технического назначения, периодически поступающего для собственных нужд в целях использования в технологических процессах в адрес крупного участника ВЭД, расположенного в регионе деятельности таможни? В данном случае в целях реального сокращения времени таможенного оформления и упрощения таможенных процедур таможенный контроль целесообразно провести в течение 1 года после выпуска товаров (ст. 361 ТК РФ), и то в том случае, если по результатам анализа таможенного оформления после выпуска будут выявлены риски возможного недостоверного декларирования.

Другим примером, когда необходимо совмещать в целях минимизации возможных рисков таможенное оформление и таможенный контроль, может служить ввоз товаров в целях их дальнейшей реализации на территории РФ участниками ВЭД, обладающими признаками фирм-однодневок. В этом случае таможенный контроль в полном объеме следует совмещать с таможенным оформлением и проводить при декларировании товаров.

Индикатором и решающим фактором при принятии решения о проведении документального контроля до или после выпуска товаров должно стать одно условие – возможность или невозможность проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Алексей БАЁВ,
заместитель начальника
Новодвинского поста
Архангельской таможни

Журнал "Таможня"