14.12.07

Таможенный крюк

Организация дополнительных зон таможенного контроля должна решить проблему снижения погрузки леса.

Доля лесных грузов в структуре погрузки КрЖД значительна – в прошлом году она составила 7,4%. Вместе с тем, по данным Красноярского дорожного центра фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО), в течение 25 дней ноября на дороге среднесуточно отгружалось 8,74 тыс. тонн леса, что составило лишь 76,8% от показателей аналогичного периода прошлого года.

Одну из причин спада в погрузке на КрЖД видят в ужесточившихся с октября правилах таможенного оформления. Так, таможня взяла курс на ограничение практики временного периодического декларирования (ВПД) грузов, которую отправители, ведущие экспортную отгрузку вдали от таможенных постов, считали наиболее удобной. «В ВПД указывается предположительный объём груза, который будет отправлен за определённое количество времени. Теперь же требуется конкретное указание объёмов с обязательным досмотром на таможенном посту», – рассказывает заместитель начальника отдела таможенно-брокерской деятельности КрЖД Александр Серый.

Красноярская таможня объясняет ужесточение норм ростом числа требований к вывозу круглого леса.

«Экспорт кругляка находится под пристальным вниманием как таможни, так и транспортной прокуратуры, – сообщил «Гудку» начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Красноярской таможни Вячеслав Арсентьев. – Поэтому мы и вынуждены усиливать контроль».

Ещё одно добавившее сложностей нововведение – строгая привязка места экспортной отгрузки к таможенной зоне.

Так, ряд крупных лесопогрузочных станций КрЖД на линии Решоты – Карабула находится в другом субъекте Федерации – Иркутской области, не находящейся в зоне обслуживания Красноярской таможни.

«Это уже зона Нижнеудинского таможенного поста. Но грузоотправители на станциях решотинского севера предпочитают работать с одной таможней, – говорит Вячеслав Арсентьев. – Поэтому документы отправляются сначала в Канский таможенный пост (Красноярский край), откуда уже в Иркутскую область идет запрос о проведении досмотра».

При этом, подчёркивают в Красноярском ДЦФТО, проблема осложнена отсутствием таможенных постов на решотинском севере.

«За прошедшие три года с момента ликвидации в Карабуле единственного на всей 257-километровой линии Решоты – Карабула таможенного поста не появилось ни одного нового. И это при том, что линия обеспечивает свыше половины дорожной лесопогрузки», – отмечают в ДЦФТО КрЖД.

«Таможенные органы желают вести досмотр на Канском посту, а для этого грузоотправителям решотинского севера надо сначала отправить груз по железной дороге на запад – на станцию Канск-Енисейский и только после досмотра везти его обратно на восток – к основным грузополучателям», – объясняет замначальника отдела таможенно-брокерской деятельности КрЖД Александр Серый.

В результате вагон с лесом вынужден делать перепробег со станции Решоты в Канск-Енисейский длиной в 220 км, что приводит к увеличению накладных расходов у лесоотправителей и к снижению производительности вагона – у железной дороги.

Необходимость гонять вагоны на столь значительное расстояние спровоцировала резкое падение объёмов погрузки и рост простоев вагонов на станциях решотинского севера.

Так, по словам заместителя начальника станции Карабула Оксаны Зайцевой, из-за проблем с таможней вынужденный простой гружённых лесом вагонов на этой станции доходит до пяти суток. «С началом лесозаготовительного сезона станция стала активно наращивать погрузку леса. К началу ноября она выросла с 30–40 вагонов ежесуточно до 60, – говорит Оксана Зайцева, – а в конце месяца за сутки мы отгружаем всего по 17 вагонов. В выходные дни и того меньше».

Недовольны ситуацией и крупные лесоотправители. Например, реакцией некоторых из них на жесткую привязку к определенным таможенным зонам стал отказ от погрузки на станциях КрЖД, территориально относящихся к Иркутской области.

Как считают на дороге, решить проблему могла бы организация зон таможенного контроля на участке Решоты – Карабула.

«Линия сейчас не имеет ни одного таможенного поста, не говоря уже о зонах досмотра. Наиболее удобным стало бы обустройство таможенных зон, допустим, на крупных погрузочных станциях Карабула, Чунояр или в Решотах», – говорит начальник отдела маркетинга ДЦФТО Красноярской Евгений Цыбульский.

Проанализировав ситуацию, таможенники согласились с предложением дороги.

В начале декабря Красноярская таможня проинформировала КрЖД о возможности организации зоны таможенного контроля на проектируемой станции Пихтовая (перегон Карабула – Новохайская). «Эта станция будет специализироваться на работе с грузами Богучанского алюминиевого завода. С просьбой создать таможенный пост к нам обратились представители ОАО «Российский Алюминий», – пояснил Вячеслав Арсентьев.

Начало строительства поста намечено на второе полугодие 2008 года. «Пост позволит оперативно проводить таможенный контроль и лесных грузов без переадресовки на станцию Канск-Енисейский», – резюмировал начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Красноярской таможни.

Как сообщили «Гудку» на КрЖД, сейчас встречное предложение таможенников внимательно изучается.

«Гудок», 14.12.2007