19.04.11

Таможенный союз — это только первый этап интеграции

Руководство Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана считает, что со временем Украина еще примет решение о вступлении как в ТС, так и в единое экономическое пространство (ЕЭП), создаваемое на базе этой организации. Об условиях интеграции, ее юридической процедуре, о предложенных Россией скидках и о том, что угрожает Украине в случае отказа принять предложение о присоединении, рассказал ответственный секретарь комиссии ТС Сергей Глазьев

— Президент Украины Виктор Янукович заявил о выборе европейского вектора. Означает ли это, что вопрос присоединения к ТС снят с повестки дня?

— Пока что мы не ведем с Украиной официальные переговоры о вступлении в ТС и не можем даже письменно предлагать Киеву присоединиться к нему. Мы ждем вашего решения. Но жизнь сейчас очень подвижная, ситуация меняется быстро, к тому же мы живем в условиях экономического кризиса, который продлится еще немало времени. Поэтому то, что сегодня кажется очевидным, завтра может оказаться под вопросом. Кто, например, мог спрогнозировать новый виток роста цен на нефть, который сейчас наблюдается? Та же ситуация — с Таможенным союзом.

— Сегодня Киев говорит о сотрудничестве с ТС только в формате "3+1". Вам пояснили, что это означает?

— Никаких объяснений по формату "3+1" не было. Более того, я могу доказать, что вне Таможенного союза будет невозможно достичь прогресса. Потенциал зоны свободной торговли для облегчения кооперации полностью исчерпан. Единственный вариант — полноценное участие Украины в работе ТС. Все другие формулы не имеют под собой почвы, и мы проинформировали Киев об этом.

— Что, по вашему мнению, может выиграть Украина от вступления в Таможенный союз?

— Эффект складывается из двух составляющих. Первое — это снижение цен на энергоресурсы, и вторая часть — увеличение экспорта украинских товаров в ТС на сумму $4–9 млрд в год (относительно года до вступления в союз.— “Ъ”). И то и другое возможно только в случае отмены таможенных границ. Отмена экспортных пошлин на нефть и снижение цен на газ дадут Украине суммарную экономию $5–6 млрд в год. Есть и другие, более высокие оценки, говорящие о том, что отмена экспортных пошлин на нефть дает экономию примерно $3–3,5 млрд, а изменения в газовой сфере — от $3 млрд до $4 млрд.

— Это означает, что экономия составит около $75–100 за 1 тыс. кубометров газа при объеме поставок 40 млрд кубометров. То есть приведения цен к внутрироссийским не предполагается?

— "Газпром" не может предложить Украине лучшие условия ценообразования на газ, чем для других субъектов ТС. Речь идет о поставках газа по довольно расплывчатой формуле равнодоходности, то есть к российской цене добавляется транспортная составляющая. Как эта формула будет вычисляться в случае с Украиной — будет решаться в ходе визита на Украину российского вице-премьера, уполномоченного вести соответствующие переговоры (19 апреля в Киев с этой целью прибудет заместитель главы правительства РФ Игорь Сечин.— “Ъ”).

— Но газовая скидка нивелируется в течение нескольких лет, ведь даже внутренний рынок РФ к 2015 году планируется перевести на рыночное ценообразование…

— Я с большим сомнением отношусь к прогнозам о том, что цена на газ в России сравняется с мировой. Не забывайте, что у нас есть инструмент экспортных пошлин. Пошлина на газ сегодня на порядок меньше, чем на нефть, если рассматривать топливные эквиваленты, так что у нас еще есть большой резерв ее повышения. В итоге на внутреннем российском рынке стоимость газа будет определяться по формуле "мировая цена минус экспортная пошлина", и это оставит существенную разницу цен внутри ТС и вне его.

— Будет ли углубляться интеграция членов ТС?

Таможенный союз — это фундамент, первый этап интеграции. В рамках ТС создается общий рынок товаров, который носит незавершенный характер, поскольку у стран отличаются антимонопольное регулирование, налоговые системы. Следующим этапом станет единое экономическое пространство. Сегодня можно точно говорить о том, что будет представлять собой ЕЭП,— уже подписан пакет из 17 договоров, которые вступят в силу 1 января 2012 года. Общий рынок товаров будет дополнен общим рынком услуг. Очень важны изменения на рынке транспортных услуг — мы переходим к единым тарифам и к общим правилам доступа к железнодорожному и трубопроводному транспорту. Кроме этого предлагается создание единого антимонопольного урегулирования и арбитража, обеспечивается равный доступ стран ТС к госзакупкам друг друга и унификация их правил — госзакупки должны проводиться в основном по принципу электронного аукциона. Два соглашения из пакета определяют свободу движения капитала. И, наконец, трудовые мигранты уравниваются в правах с местным населением.

— То есть вы приглашаете Украину именно в ЕЭП, а не в ТС?

— Украине не имеет смысла останавливаться на этапе Таможенного союза. Отмена экспортных пошлин у нас достигается именно в рамках ЕЭП. Теоретически можно для Украины сделать исключение и отменить таможенные пошлины уже на фазе ТС, но только ЕЭП решает ключевые для Украины вопросы: снижение транспортных тарифов, доступ к энергоносителям и, что особенно важно для многих украинцев, решение проблем ваших трудовых мигрантов.

— Каков механизм интеграции Украины в ТС и ЕЭП?

— Юридически вступление заключается в подписании протокола о присоединении к примерно 80 договорам ТС плюс 17 договоров ЕЭП, при этом протокол ратифицируется в парламенте одним голосованием, нет необходимости ратифицировать все 80 договоров по отдельности. Возможно, конечно, и поэтапное присоединение, но есть определенный минимум соглашений, к которым нужно присоединяться сразу,— их не менее 50. Украина также может сделать паузу по вступлению в ЕЭП. Киеву предоставлена вся информация о принципах и особенностях функционирования ТС и ЕЭП, он владеет договорно-правовой базой и уже некоторое время изучает ее. Так что процесс может быть очень быстрым, его вполне можно завершить до конца года.

— Означает ли это, что Киев должен присоединиться к ТС до конца года, а затем такая возможность будет потеряна?

— С нашей стороны нет никаких ультиматумов. Это ЕС предъявляет ультиматумы — мол, если вы войдете в ТС, мы с вами прекратим переговоры по зоне свободной торговли (ЗСТ).

— В 2004 году Украина ратифицировала соглашение о создании единого экономического пространства, но с оговорками. Это как-то влияет на процесс?

— Документы, ратифицированные Украиной, не в полной мере соответствуют тому, что у нас есть сегодня. Процесс ушел далеко вперед, первоначальный пакет по ЕЭП сильно трансформировался, поэтому Украине, по сути, придется начинать заново процесс присоединения. Но хочу отметить, что ТС — это достаточно обязывающая форма интеграции. Оговорки наподобие "мы присоединяемся только в той части, что не противоречит украинской конституции", равно как и другие туманные ограничения, которые Украина любила декларировать раньше, в данном случае работать не будут.

— Но Украине все же стоит убедиться, что она не нарушит конституцию, присоединившись к ТС…

— Мы изучали конституцию Украины, и у нас нет сомнений, что она позволяет принять схему работы ТС. Вашему конституционному суду нужно будет проверить лишь один документ — договор о комиссии ТС, который делегирует наднациональному органу полномочия по широкому кругу вопросов.

— В случае вступления в ТС у Украины не будет блокирующего пакета голосов. В Киеве опасаются, что в итоге решения ТС могут приниматься без учета украинского мнения.

— Формально у нас применяется принцип квалифицированного большинства, то есть нужно две трети голосов, но до сих пор мы все решения принимали консенсусом. Дело в том, что у нас фактически действует право вето на решения ТС. Если вдруг комиссия ТС примет решения, ущемляющие интересы кого-то из участников, недовольное государство обращается в высший орган ТС — межгосударственный совет — с протестом на решение комиссии. А решение межгосударственного совета принимается единогласно. Кроме того, у нас есть перечень товаров, по которым решение комиссии ТС изначально принимается консенсусом. В этот перечень входит около 1 тыс. пунктов, он формировался путем объединения позиций, чувствительных для каждого из государств—членов ТС. Естественно, Украина может дополнить этот перечень товарами, которые она считает чувствительными.

— Какую часть голосов в комиссии ТС вы предлагаете Украине?

— Сегодня у России 57% голосов. Участие Украины снизит этот вес менее чем до 50%. Белоруссия и Казахстан имеют по 21,5%. Ясно, что украинская экономика больше, чем белорусская, так что вес Украины будет больше, чем останется у Белоруссии. Но точной цифры мы не знаем, она будет оцениваться только после того, как Украина даст согласие на проведение официальных переговоров о вступлении в ТС.

— Если Украина все же будет придерживаться европейского вектора и создаст расширенную и углубленную ЗСТ с Евросоюзом, какими будут действия Таможенного союза?

— Главная проблема, которая возникает в данном случае,— контроль за правилами происхождения товаров. Мы должны быть уверены, что европейский товар, который зайдет на территорию Украины без пошлин, не будет реэкспортирован на территорию ТС под видом украинского товара. В особенности это касается турецких товаров, которые приравниваются к европейским. У нас уже есть такая же ситуация с Киргизией, которая имеет упрощенный таможенный режим с Китаем. Официально они декларируют товарооборот примерно $0,5 млрд, но, по оценкам статистического комитета ООН, реальный объем китайского экспорта в Киргизию составляет $7 млрд. Это означает, что китайский ширпотреб завозится на территорию ТС под видом киргизских товаров. Мы были вынуждены принять меры и резко ужесточили таможенный режим на границе Казахстана и Киргизии — все товары проходят жесткий контроль правил происхождения. Поэтому киргизское правительство, проанализировав ситуацию, поняло, что сможет сохранить роль логистического центра перевалки китайских товаров только в случае, если присоединится к ТС, и Бишкек уже заявил, что подает заявку о вступлении в ТС. Украину ждут приблизительно те же меры — контроль будет существенно ужесточен. А если мы увидим группы, где украинский товар будет тяжело отличить от турецкого или европейского, то мы будем вынуждены вводить изъятия из ЗСТ с Украиной по этим группам.

— По каким товарным группам вы ожидаете проблемы?

— Группой риска является продовольствие. Сложно отличить, где произведена свинина или выращен овощ,— в Болгарии, Польше или на Украине. Проблемы будут по ширпотребу, где фальсификация происходит путем переклейки ярлыков, а это хорошо отработанный бизнес, и я не удивлюсь, если где-то в Одессе появится схема, подобная киргизской.

— То есть машиностроение или трубопрокат, где происхождение товара очевидно, не столкнутся с трудностями?

— Как вы помните, несколько лет назад жертвой движения Украины в НАТО стало большое количество совместных украинско-российских проектов в сфере оборонной промышленности. Аналогично, что если Украина создаст ЗСТ с ЕС, то со стороны ТС ужесточится режим экспортного контроля и процедура получения разрешений на вывоз наукоемкой продукции будет очень обременительна. Трубному же бизнесу грозит другая проблема, которая есть сейчас,— защитные меры, квоты. Они могут быть ужесточены.

— Но ведь это политическое давление, это же не связано с экономикой!

— Я не сторонник защитных мер внутри СНГ. Но у нас есть влиятельные лоббисты, которые хотят оградить внутренний рынок из коммерческих соображений. Металлурги — достаточно серьезная лоббистская группа. А вот внутри ТС защитных мер не будет. Точнее, теоретически пошлины в ТС возможны, но их нельзя администрировать, поскольку нет таможенной границы, поэтому мы исходим из того, что их не будет.

— Введение ограничений на экспорт наукоемкой продукции ударит и по российским производителям. Вам их не жалко?

— Конечно, эти меры негативно повлияют на обе стороны, в том числе на российский бизнес. Для украинского машиностроения, космоса, атомного машиностроения, равно как и для нескольких российских отраслей наша кооперация критична. Но это произойдет независимо от нашего желания.

— Возможен ли вариант, что Украина сначала создаст ЗСТ с Евросоюзом, а потом — инициирует вступление в ТС?

— Теоретически, Киев и потом сможет к нам присоединиться, но фактически Евросоюз не разрешит этого сделать. Для нас это очевидно — мы же видим, какое давление идет со стороны ЕС. Кроме того, в этом случае нам потребуется провести унификацию торговых режимов, так что мы предложим ЕС распространить украинское соглашение о ЗСТ на все четыре государства.

— В случае вступления в ТС Украину ждут проблемы, связанные с ее обязательствами в рамках ВТО.

— Прежде всего никто не запрещает Украине вступать в ТС с тем, с кем хочет, это не противоречит правилам ВТО. Проблема в том, что при вступлении в ТС Украина будет вынуждена повысить свои импортные пошлины до уровня единого таможенного тарифа ТС, то есть более чем в два раза. В этом случае государства—члены ВТО, которые сочтут свои интересы ущемленными, объявят о претензиях и создадут рабочую группу внутри ВТО, которая будет эти претензии обобщать.

— Кто и как будет возмещать ущерб этим странам?

— После того как Украина станет частью единой таможенной территории, претензии можно будет предъявлять только ко всему ТС. И не надо думать, что речь идет о неких денежных выплатах — компенсациями будут торговые уступки, которые производятся за счет снижения таможенного тарифа, но теперь уже не для Украины в отдельности, а для всего ТС. Сначала ВТО оценит, сколько придется заплатить дополнительно таможенных пошлин при поставках товаров третьих стран на Украину; мы оцениваем эту сумму в $1,5–2 млрд в год. Второй вопрос — насколько должен быть снижен единый таможенный тариф ТС, чтобы компенсировать такую же сумму. По нашим оценкам, его придется снизить приблизительно на 1%. Конечно, не все так просто — разные страны интересуют разные группы товаров, поэтому нас ждет этап тяжелых переговоров. Но я могу сказать, что ЕС после вступления Польши, Венгрии и прочих государств Восточной Европы оказался в такой же ситуации, и он до сих пор ведет переговоры с США и другими странами о компенсациях. И никто драмы из этого не делает.

— Но страны—члены ТС еще не являются членами ВТО…

— Верно, поэтому вся переговорная проблематика будет перенесена на условия вступления в ВТО трех государств—членов ТС. В этом плане присоединение Украины к ТС поможет нам скорее завершить переговоры с ВТО. Я думаю, мы уложимся в один-два года. ВТО будет просто некуда деваться, тем более учитывая решение о вступлении в ТС Киргизии, которая также является членом ВТО.

"КоммерсантЪ"