21.04.10

Таможенный Союз: что делать дальше?

Нахождение страны в Таможенном Союзе (ТС) по-прежнему одна из самых обсуждаемых тем. В связи с этим, 18 апреля в клубе Института политических решений прошло заседание на тему «Таможенный Союз: что делать дальше?», на котором присутствовали различные эксперты, которые попытались ответить на вопросы экономистов, представителей бизнеса, промышленников и потребителей, а также понять все риски и возможности ТС.

Одним из ярых противников ТС выступил президент Фонда им.Болатхана Тайжана, к.э.н. Мухтар Тайжан. Который, собственно, задал темп дискуссии и начал её с презентацией «Казахстан в Таможенном Союзе».

В своем выступлении г-н Тайжан привел примеры развития экономической интеграции в мире. Он подчеркнул, что для соблюдения равноправия между странами-участницами различных объединений необходим баланс сил. Многие страны останавливались на таких этапах как: взаимная защита инвестиций, исключение двойного налогообложения, режимы наибольшего благоприятствования, зона свободной торговли. Самыми развитыми и удачными объединениями считаются Европейский Союз и МЕРКОСУР (объединение латиноамериканских стран: Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай).

Как подчеркнул Тайжан, в мире насчитывается боле 150 таможенных объединений, но большинству из них не хватает двух главных предпосылок интеграции: близкий уровень экономического развития и одинаково высокий уровень индустриализации.

Касательно ТС, он отметил, что 92% единого таможенного тарифа - это таможенный кодекс РФ, также распределение голосов в комиссии ТС является неравноправным. У России 57% голосов, а по 21,5% принадлежат Казахстану и Белоруссии. Голоса были распределены в соответствии с экономическим весом, Россия в разы сильнее во многих экономических показателях. Но это и говорит о том, что равноправного союза между разновесовыми экономическими субъектами быть не может, считает Тайжан.

По словам специалиста, в результате присоединения к таможенной территории России Казахстан поднял тарифы на более чем 5000 наименований товаров из-за того, что в стране практически нет производителей готовой продукции. Тайжан выдвинул несколько причин, по которым не стоило вступать в ТС:

•Нечего экспортировать, кроме сырья,

•нечем конкурировать на внутреннем рынке,

•неравноправие в органах союза,

•возрастут цены, вследствие ограничения импорта с третьих стран,

•неясность с перспективой вступления в ВТО,

•постепенная потеря суверенитета.

Что же касается большинства участников дискуссии, то они наоборот были несогласными с доводами Тайжана и всячески доказывали правильную политику страны в отношении России и Белоруссии. Продолжил диалог вице-министр Министерства экономического развития и торговли РК Тимур Сулейменов. Говоря о взаимоотношении государства и бизнеса, экономики и науки, он отметил важные аспекты ТС, а в особенности отсутствие нетарифных мер регулирования во взаимной торговли.

«Режим беспошлинной торговли между Россией, Казахстаном и Белоруссией существовал с 90х годов, - Сулейменов. - То есть дополнительных обременений фискальных изъятий у товаров не было. Однако существовали жесткие и непреодолимые барьеры в виде различного рода нетарифных требований: фитосанитарные, ветеринарные и так далее».

По мнению вице-министра, изменение этих требований пойдет на пользу именно производителям. Кроме того, он отметил, что повышение таможенной пошлины на 5% не ведет к 5% повышению конечной цены на товары - то есть, повального роста цен не будет. «Многие товары из потребительской корзины Казахстан выпускает сам, а остальные мы итак закупали у той же самой России», - заявил Сулейменов. В свою очередь депутат Мажилиса Мадинов Ромин дополнил вступление вице-министра опровержением слов Тайжана о распределении голосов. Он пояснил, что никакого деления нет, и все решения в комиссии ТС принимаются только при достижении единогласного мнения.

Но время свободного обсуждения противники объединения заявили, что бюджет увеличится за счет потребителей, так как рост цен на товары из потребительской корзины (продукты питания, одежда), все таки ударит по карманам населения, а не правительства, напомнив о дефолте 1996 года, как страна подняла экономику, увеличила ВВП самостоятельно, без надобности ТС.

Обсуждая вопрос о том, нужен ли ТС Казахстану или нет, участники заседания отошли от главной темы дискуссии. Одни начали отстаивать свои позиции о правильном пути экономического развития, другие же приводили доводы и опровергали необходимость такого объединения, как ТС.

В свою очередь вице-министр Министерства экономического развития и торговли Куандык Бешимбаев отметил важность геополитического положения страны по отношению к двум мировым гигантами - России и Китаю. По его мнению, в какой центр политического притяжения будет вовлечен Казахстан, от этого и будет зависеть экономическое будущее страны. Выбирая Таможенный Союз, Казахстан четко определяет своего партнера для интеграции в мировое хозяйство, считает он, отметив, что этот выбор еще и обуславливается общей историей и общими ценностями между Россией и Казахстаном.

Относительно вопроса о воздействия ТС на суверенитет Казахстана, вице-министр подчеркнул, что ТС является логическим, моделируемым процессом интеграции с центром экономического притяжения, и не угрожает суверенитету нашей страны.

В заключении можно добавить, что Россия, Беларусь и все СНГ в целом – это главный экономический партнер Казахстана. В посткризисный период Россия находится в поиске своей роли в регионе, в поиске модели развития, также как и Казахстан. Поэтому поиск России своей модели, безусловно, предопределяет необходимость поиска союзников в своем окружении. И таким естественным союзником, по всем основным параметрам является Казахстан.

today.kz 21.04.10