09.08.10

Таможенный союз поможет с ВТО

Вступление России в ВТО уже давно напоминает бесконечный бразильский сериал, который совершенно непонятно когда и чем кончится. А с появлением новых действующих лиц - Белоруссии и Казахстана, с которыми Россию теперь связывают близкие таможенные отношения – сюжет стал еще менее предсказуемым, а все действие чересчур затянутым. Поэтому любые заявления о приближении последней серии воспринимаются уже как-то без энтузиазма.

А ведь заявления эти стали очень даже обнадеживающими. Так, министр экономического развития и торговли Казахстана Жанар Айтжанова сообщила, что правительство рассчитывает завершить все двусторонние переговоры со странами-оппонентами до конца года (то есть, останутся только многосторонние, как и у России). Собственно, у Казахстана уже и сейчас не так много оппонентов: США, Евросоюз и Саудовская Аравия. С последней все вроде бы в порядке, осталось лишь подписать двусторонний протокол. А с США и ЕС нужно утрясти еще два принципиальных вопроса: о возможности открытия на территории Казахстана филиалов иностранных банков и страховых компаний, а также об экспортных пошлинах. Последний вопрос, правда, довольно непростой: его нужно решать в рамках Таможенного союза, да и относится он, скорее, к России.

Но и российское руководство выражает оптимизм. На заседании Госсовета президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что рассчитывает на полное завершение переговоров о вступлении России в ВТО до конца этого года. По его словам, во время недавних переговоров с президентом Обамой удалось развязать противоречия на пути вступления в ВТО на 99%. А ведь до сих пор именно США оставались главным оппонентом России, жестко настаивая на требованиях относительно уровня господдержки российского сельского хозяйства, защиты интеллектуальной собственности, смягчения норм фитосанитарного и ветеринарного контроля.

Впрочем, основное беспокойство у наших оппонентов сейчас вызывает Таможенный союз. Хотя три его участника вроде твердо решили вступать в ВТО порознь (чтобы не усложнять жизнь ни себе, ни организации), но переговорная группа у них по-прежнему общая, и свои шаги они согласовывают. А тут еще осложняющий фактор может появиться: Киргизия и Таджикистан выразили готовность вступить в ТС. У них к этому появился вполне конкретный корыстный интерес: Россия в мае обложила пошлинами экспорт горючего в эти республики, из-за чего бензин на их внутренних рынках подорожал на треть. Они надеются, что пошлины будут отменены, если они станут членами ТС (хотя печальный опыт Белоруссии показывает, что этого может и не произойти).

Но вернемся к нашим отношениям с ВТО. Зачем, спрашивается, Россия, стоявшая уже на самом пороге этой организации, вдруг с таким упорством принялась протаскивать в нее ТС? Возможно затем, чтобы не загубить этот многообещающий "росток реинтеграции" постсоветского пространства. Ведь если члены ТС окажутся по разные стороны баррикад в ВТО, то им вряд ли удастся впоследствии договориться о единой экономической политике. Но дело не только в этом. Появление и признание нашего Таможенного союза в ВТО может стать способом решения одной важной проблемы, которая сейчас тормозит переговоры по вступлению. Это вышеупомянутая поддержка российского сельского хозяйства. Как известно, Россия требует зарезервировать для себя возможность субсидировать своих аграриев на $9 млрд ежегодно. ЕС, США и еще ряд стран-производителей сельскохозяйственной продукции выступают резко против. Они хотят зафиксировать уровень господдержки на уровне не более $3 миллиардов. Понятно, что в этом случае российские фермеры не смогут конкурировать с западными, получающими на единицу посевных площадей в десятки раз больше дотаций. По крайней мере, внутренний рынок отечественные производители пока удерживают благодаря высоким импортным тарифам на сельхозпродукцию. Но со вступлением в ВТО (по истечении переходного периода) и эта лафа закончится: пошлины будут снижены.

Надо отметить, что в настоящее время реальный уровень господдержки аграриев в России далек от того, чего требует Москва на переговорах. Он оценивается всего в $3-4 миллиарда. Это неудивительно, ведь на растущем рынке да за каменной стеной импортных пошлин наши сельхозпроизводители и так чувствуют себя неплохо. Но если пошлины уменьшатся и на рынок повалят конкуренты – вот тогда понадобится более массивная господдержка.

Сознавая могучий потенциал российского сельского хозяйства, страны-оппоненты жестко настаивают на требовании ограничить субсидии и "увековечить" их на крайне низком уровне. И нам остается либо прогнуться, оставив мечты о "России-кормилице", либо продолжать переговоры до бесконечности.

Впрочем, есть и третий вариант. Его предоставляет нам Таможенный союз, точнее, Единое экономическое пространство, которое должно быть создано следующим этапом. Дело в том, что у наших партнеров по ТС уровень господдержки села куда выше, особенно в Белоруссии, где субсидии составляют порядка $3,5 миллиарда. Так вот, весной этого года экспертная комиссия ТС по сельскому хозяйству разработала механизм перераспределения сельскохозяйственных дотаций в рамках создаваемого ЕЭП. Предполагается, что прямая господдержка не должна превышать 10% от валового производства сельскохозяйственного сектора страны.

Предварительные расчеты показывают, что в таком случае в РФ дотации будут увеличены в 2 раза – до $8 млрд в год, а в Белоруссии и Казахстане – сокращены, соответственно, на 35% (до $900 млн), и на 20% (до $800 млн). Причем, если ВТО признает наш ТС/ЕЭП, то провернуть этот передел дотаций можно будет вполне легально. Аналогичным образом Польша, вступив в 2004 году в Евросоюз, увеличила свои сельсхоздотации на $3 млрд за счет перераспределения лимитов господдержки между странами ЕС.

Остаются, правда, две проблемы: во-первых, надо как-то протащить в ВТО Белоруссию с ее огромным уровнем господдержки сельского хозяйства, а во-вторых (если первое удалось) заставить ее и Казахстан отказаться от части субсидий в пользу России. Впрочем, для Казахстана перераспределение будет не столь существенным, ну а с Белоруссией вопрос может решиться сам собой. Не секрет, что Минск субсидирует свое сельское хозяйство главным образом за счет тех льгот, которые он имеет в торговле энергоресурсами с Россией. Но Москва постепенно сводит эти льготы на нет, так что вскоре субсидировать белорусских аграриев будет просто нечем: эти деньги останутся в России и пойдут, возможно, на нужды российских фермеров. Итак, Таможенный союз просто необходим нам для вступления и выживания в ВТО. Вот только как это объяснить нашим оппонентам?

Утро.ru; 09.08.10