07.11.05

Таможенный тариф попал в реформу

Тарифные барьеры приблизили к ВТО

СПб. С 1 июля 2006 г. таможня оценит товар новыми методами.

26 октября 2005 г. Совет Федерации одобрил законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (ЗоТТ). Вступление в силу предусмотрено с 1 июля 2006 г.

Закон стал отчасти трудночитаемым. Тяжеловесный в восприятии закон всегда провоцирует разночтения, которые в таможенной практике никогда не толкуются в пользу участника ВЭД.

Можно гипотетически допустить, что под эгидой совершенствования таможенного законодательства государством и непосредственно таможенной системой будет сделана попытка усилить и ужесточить администрирование вопросов определения таможенной стоимости.

Суть вопроса

Изменения, вносимые в ЗоТТ, сосредоточены на описании методов определения таможенной стоимости товаров, а также представляют новую редакцию основных понятий, используемых в ЗоТТ.

Содержащееся в подпункте "г" пункта 2 статьи 19 действующей редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" понятие "взаимозависимые лица" заменено в проекте закона на понятие "взаимосвязанные лица", которое является более широким по содержанию. Для таких лиц установлен особый порядок применения таможенной оценки товаров.

С одной стороны, в соответствии с данным порядком процедура доказывания факта того, что взаимосвязанность лиц не повлияла на цену сделки, становится более формализованной.

С другой стороны, при принятии решения по таможенной стоимости товаров по основному методу остается доля субъективности оценки сотрудника таможенного органа, который может доказательства счесть недостаточными или недостоверными.

Порядок определения

Примечательно, что новой редакцией закона к компетенции Правительства РФ отнесено установление правил применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Что это будут за правила -- остается только догадываться и уповать на разъяснения о применении статьи 7 ГАТТ, поскольку наша законодательная техника не позволяет имплементировать все положения международного стандарта непосредственно в законе.

На уровень правительства отнесен и порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу РФ.

Остается рассчитывать, что в этой части ряд проблем и разночтений в силу настоящей нормативной неурегулированности данных вопросов будет устранен.

Методы и риски

Новая редакция закона по сравнению с действующей редакцией Закона РФ "О таможенном тарифе" более подробно регламентирует применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Вместе с тем текст проекта закона и, в частности, формулировки статей 19, 19(1) позволяют сделать вывод о том, что возникает риск включения в цену сделки с ввозимыми товарами при оценке товаров для таможенных целей дополнительных расходов, предусмотренных статьей 19(1), даже в тех случаях, когда такие расходы (особенно предусмотренные подпунктами 5-7 пункта 1 статьи 19(1) -- расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации и другие связанные с ними расходы) понесены продавцом и уже включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за импортированные товары.

Законодательно значительно упрощена возможность применения 2-го и 3-го методов определения таможенной стоимости товаров (методов по стоимости сделки с идентичными товарами и с однородными товарами). В частности, к идентичным (однородным) товарам возможно относить товары, произведенные другим изготовителем. В проекте закона даны новые понятия однородных и идентичных товаров.

Отражены нормы Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, в соответствии с которыми участнику ВЭД предоставляется право выбора последовательности применения 4-го и 5-го методов определения таможенной стоимости товаров (метода вычитания и метода сложения).

Значительно упрощена и "легализована" процедура применения 6-го (резервного) метода определения таможенной стоимости товаров. В частности, предусмотрено, что при применении 6-го метода за основу принимается стоимость сделки, рассчитанная в соответствии с 2-6 методами определения таможенной стоимости товаров. Косвенно предусмотрена возможность в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров использовать цены импортных товаров на внутреннем российском рынке (в проекте закона исключено принятие за основу цены на внутреннем рынке РФ товаров, произведенных в РФ). Раздел V ЗоТТ ("Определение страны происхождения товара") признан утратившим силу полностью. Нормативное регулирование порядка определения страны происхождения товара представлено в действующем Таможенном кодексе РФ.

Уровень таможенно-тарифной защиты российской таможне поможет сохранить резервный метод.

На заметку

Основные понятия

- Пошлина -- таможенная (ввозная, включая сезонную, и вывозная), в том числе иные (особые -- специальная, антидемпинговая, компенсационная). - Взаимосвязанные лица (при соответствии одному из указанных в Законе условий, например, деловые партнеры, работники-работодатели, подконтрольные друг другу или третьему лицу, супруги, родственники и т.п.).
- Идентичные товары -- одинаковые во всех отношениях (физические характеристики, качество, репутация на рынке, страна происхождения, как правило, производитель).
- Однородные товары -- не являющиеся идентичными, но со сходными характеристиками, компонентами, что делает их коммерчески взаимозаменяемыми. Также учитываются иные характеристики (качество, репутация, товарный знак, страна происхождения, как правило, производитель).
- Товары того же класса или вида -- относящиеся к одной группе или ряду товаров, изготавливаемых в результате соответствующего вида экономической деятельности. Сюда же относятся идентичные или однородные.
- Общепринятые принципы бухгалтерского учета -- система правил бухучета в соответствующий период в соответствующей стране. Понятие используется в методе вычитания и сложения.

Источник: DLA Piper Rudnick Gray Carry

Основные принципы определения таможенной стоимости
Основывается на принципах, установленных нормами международного права, общепринятой международной практикой
Производится путем последовательного применения установленных 6 методов, за исключением 4-го и 5-го методов, которые могут применяться в очередности, выбранной декларантом. Каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода
Первооснова -- стоимость сделки Таможенная стоимость и сведения, относимые к ее определению, должны быть основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации
Не ограничиваются полномочия таможенных органов по проверке подлинности документов и достоверности сведений
Не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость Процедура таможенной оценки должна быть общеприменимой, вне зависимости от источников поставки товаров, не должна использоваться для борьбы с демпингом

Методы определения таможенной стоимости
1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами
2. По стоимости сделки с идентичным товарами
3. По стоимости сделки с однородными товарами
4. Вычитания
5. Сложения
6. Резервный

Правительство устанавливает
Правила применения методов
Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров, поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, незаконно перемещенных
Порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров

Условия применения 1-го метода
Отсутствие определенных ограничений на пользование и распоряжение товарами
Отсутствие условий или обязательств, влияние которых на стоимость товара не может быть количественно определено.
Отсутствие взаимосвязанности лиц -- участников сделки, за исключением, когда это не повлияло на цену товара и декларант доказывает путем сравнения, что заявленная стоимость близка к стоимости идентичных или однородных товаров или стоимости этих же товаров, определяемой по 4-му или 5-му методу (так называемые проверочные величины, которые не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости). При этом учитываются различия в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном)

Расходы, не включаемые в таможенную стоимость
При условии их выделения из цены товара
--на строительство, возведение, сборку, монтаж и т.п., производимые на таможенной территории РФ в отношении промышленных установок, машин и оборудования
--на перевозку после прибытия на российскую территорию
--пошлины, налоги, сборы, взимаемые в РФ
Дополнительные начисления к цене
Расходы, произведенные покупателем и не включенные в цену:
--как правило, вознаграждения агенту (посреднику)
--на тару (если составляет единое целое с товаром в таможенных целях)
--на упаковку (в том числе стоимость работ по упаковке и упаковочных материалов)
Не включенная в стоимость товаров распределенная стоимость определенных товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателю продавцом бесплатно или по сниженной цене (например, сырья, комплектующих, инструментов)
Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением на право воспроизведения в РФ)
Доход, причитающийся прямо или косвенно продавцу, будучи полученным в результате последующей перепродажи
Расходы по перевозке до места прибытия товаров на таможенную территорию РФ
Расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке иных операций, связанных с перевозкой до места прибытия товаров на таможенную территорию РФ Расходы на страхование международной перевозки товара

Условия применения 2-го и 3-го методов
Товары должны быть проданы в сравнении с оцениваемыми
--на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином)
--в том же количестве
Невыявление таких продаж при применении данных методов влечет корректировку стоимости на основе сведений, подтверждающих эту корректировку Отсутствие сведений влечет неприменимость данных методов

Метод вычитания
Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:
--расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в РФ ввозимых товаров того же класса и вида; --суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом или продажей товаров;
--обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы

Метод сложения Цена товара, рассчитанная путем сложения:
--стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
--общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ, и иных затрат;
--прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров

Резервный метод
Если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения 1-5-го методов, либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы. При применении резервного метода таможенный орган РФ предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию

Источник: DLA Piper Rudnick Gray Carry

Деловой Петербург