10.01.07

Таможне не нужны бумаги

Александр Гетман, начальник службы организации таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) РФ:

В последнее время много говорят о возможности внедрения технологии предварительного информирования на железнодорожных пунктах пропуска. Однако это требует не только финансовых вложений и технической готовности пограничных станций. Октябрьская дорога стала первой на сети, где начали использовать эту технологию, но, несмотря на то, что действующая нормативно-правовая база на тот момент позволяла начать работу, некоторые акты, регламентирующие взаимоотношения двух структур, приходилось дорабатывать и согласовывать с Федеральной таможенной службой.

Правовая база информационного взаимодействия железной дороги и таможенных органов сегодня определяется действующей редакцией Таможенного кодекса, вступившего в силу 1 января 2004 года. Кроме того, в том же году Государственный таможенный комитет издал распоряжение Об организации взаимодействия таможенных структур и филиалов ОАО РЖД . В рамках возможностей, предоставленных этим документом и Таможенным кодексом, СЗТУ совместно с руководством ОЖД разработали Временный порядок использования должностными лицами информации о товарах, перевозимых железнодорожным транспортом . И сегодня этот правовой акт, согласованный с ФТС, позволяет выстраивать эффективное взаимодействие.

Однако отмечу, что в настоящее время существуют небольшие проблемы, связанные с отработкой данной технологии. Временный порядок вступил в силу в апреле прошлого года, и сегодня назрела необходимость обобщить опыт, накопленный за это время.

Это позволит вплотную подойти к решению вопроса об увеличении пропускной способности погранпереходов, на которых технология предварительного информирования уже внедрена.

Впрочем, наличие этой технологии только один из методов повышения пропускной способности. К сожалению, на ряде погранпереходов ОЖД, где есть предварительное информирование, нет дополнительного обустройства, которое подразумевает выполнение минимальных требований СЗТУ к инфраструктуре для проведения таможенного досмотра и контроля. Например, зачастую на станциях, где проводится таможенный контроль, отсутствуют специальные площадки, не хватает погрузочно-разгрузочной техники. Да и состояние железнодорожных путей на некоторых пунктах не позволяет проводить все необходимые маневровые операции. Проблема в том, что сегодня нет определенности, кто должен заниматься обустройством погранпереходов. Не определен также источник финансирования.

Кроме того, на нескольких пунктах пропуска ОЖД оформление таможенных документов производится не на станции приема-передачи. Например, груз, экспортируемый в Эстонию, фактически оформляется на станции Сала, которая находится далеко от погранперехода, а не на пограничной станции Ивангород.

Решению этих проблем будет посвящено рабочее совещание руководителей ОЖД и СЗТУ, которое мы планируем провести в ближайшее время. Главной темой обсуждения станет определение дальнейших путей повышения эффективности нашего сотрудничества. Кроме того, будут обсуждаться другие актуальные вопросы, например, насколько своевременно и полно ОЖД предоставляет информацию о грузах, идущих на экспорт. Будет также проведен анализ, который покажет, насколько максимально таможенники используют предоставленную информацию. Следует отметить, что как бы банально это ни звучало предварительное информирование работает лишь тогда, когда информация о грузах предоставляется заблаговременно. Поступление сведений до того, как состав придет на станцию приема-передачи, позволяет минимизировать трудозатраты по ручному вводу информации, по формированию базы данных. Кроме того, так можно вести учет перевозимых товаров и в случае необходимости оперативно предоставлять необходимые отчеты. В идеале информация о перевозимом грузе должна поступать на погранпереход за сутки до прибытия поезда. Однако если станция формирования поезда и пункт пропуска расположены близко, то сведения, как правило, поступают одновременно с прибытием поезда на погранпереход.

Хочу отметить, что в Северо-Западном регионе налажено эффективное взаимодействие таможенных органов с перевозчиком Октябрьской дорогой. Достигнут большой прогресс в использовании предварительной информации, особенно если учесть, что этот опыт первый и пока единственный на сети.

Дальнейшая наша совместная работа будет заключаться в повышении достоверности и полноты предварительной информации. Важно также добиваться как можно более скорого ее поступления в пункт пропуска. Мы же со своей стороны будем продолжать повышать эффективность обработки информации, в том числе и в рамках системы управления рисками.

Кроме того, сейчас внедряется система заблаговременного выбора объектов таможенного контроля, которая позволяет из всей массы перевозимых товаров выбирать для таможенного контроля только те, перемещение которых сопряжено с возможным риском недостоверного декларирования.

Учитывая наши партнерские отношения с ОЖД, думаю, что в перспективе станет возможным переход на полностью безбумажную технологию. При системе электронного декларирования документы на груз оформляются одновременно с формированием поезда на станции погрузки. Таможенные и перевозочные документы оформляет сам грузоотправитель. Далее такой электронный пакет попадает в сеть. Таким образом, отпадает необходимость в дублировании данных на бумаге. Сегодня технология электронного оформления применяется на 24 таможенных постах, в том числе на железнодорожном посту Санкт-Петербургской таможни. Имеющийся опыт необходимо применить к железнодорожным погранпереходам.

Гудок 10.01.2007