13.05.05

Таможне собираются дать команду считать "новыми" машины не старше года

"ПОЧЕМУ вы ради того, чтобы дать работу кучке людей, занятых в автопроме предлагаете народу ездить на том, что этот автопром выпускает?" Этот вопрос один крупный западный эксперт задал лет 10 назад Андрею Шаронову, ныне заместителю министра экономического развития и торговли. За эти годы г-н Шаронов, как недавно он признался на "Деловом завтраке" в "РГ", ответа так и не нашел. На будущей неделе на заседании правительства, возможно, этот ответ дадут.

В правительстве созрел некий план. Его идеологом выступил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, а суть его звучит так: нам не нужны машины, собранные не в России, но нам нужны любые машины, если их выпустили на территории РФ. Россия открывает двери мировым концернам, которых будут побуждать не везти к нам готовый продукт, а переносить сюда производство - желательно целиком.

План распадается на следующие компоненты. Во-первых, запрет на ввоз иномарок становится еще жестче. Ведомство г-на Христенко предлагает объявить "металлоломом" машины старше 5 лет (а не 7, как сейчас), а таможне собираются дать команду считать "новыми" машины не старше года (а не трех, как ныне). Во-вторых, поощрение производства иностранных моделей машин в России, в частности, путем снижения (вплоть до обнуления) пошлин на ввоз комплектующих. В-третьих, установление жестких сроков реанимации .

Судя по тому количеству проектов, о которых разом заявили западные концерны, их такой расклад устраивает. Однако, самарский губернатор Константин Титов на недавней встрече с президентом РФ просил его отказаться от льготного ввоза комплектующих, пригрозив, что в результате "страна может потерять 140 тысяч рабочих мест". Сколько страна приобретет за счет создания новых производств, г-н Титов, конечно, умолчал. Его главный аргумент - собранные в России иномарки становятся "неоправданно дешевыми", и заранее ясно, что предпочтет потребитель: постоянно дорожающие вазовские модели или относительно дешевые иномарки, не потерявшие в качестве от смены "прописки".

Будучи в Набережных Челнах на КамАЗе, г-н Христенко пытался снизить накал противоречий и усиленно давал понять: рынок автомобилей крайне перспективен, места хватит всем, не надо толкаться локтями. В этом году россияне потратят на легковые авто на 3 миллиарда долларов больше, чем в прошлом, а через 5 лет - еще на 11 миллиардов "зеленых" больше, чем в нынешнем. Но для автомобилестроителей эти цифры звучат вовсе не примиряюще: вот он, объем "пирога", который могли бы получить мы (даже если переварить и не в состоянии), а придется делиться. Кажется, г-н Христенко поспешил поставить точку, причем точку жирную. В день визита на Волгу и Каму в одной из ведущих западных газет вышло его интервью, в котором министр, заявляя о решимости защищать интересы российской экономики, в том числе "на поляне" ВТО, в то же время показывает себя приверженцем принятых на международном рынке правил игры, исключающих неоправданный протекционизм по принципу "свой - чужой".

Но эту точку поставил лично г-н Христенко и, может, только лично для себя. Пока российские "киты" автопрома показывали чудеса лоббизма. Справедливо указывая на тяжелые социальные последствия возможного краха градообразующих предприятий, производители демонстрируют тем самым властям козырь, который очень трудно побить. Даже таким, казалось бы, сильным контраргументом: какую долю прибыли перехватывают многочисленные посредники и просто криминальные структуры,. Так что предсказать, чем обернется заседание правительства в будущий четверг, пока невозможно.

Досье "РГ"

Российские автозаводы выпускают около 1,2 миллиона автомобилей в год, благодаря чему Россия среди стран - производителей машин - находится во втором десятке. Однако спрос составляет 1,7 миллиона машин в год, и разницу приходится возмещать за счет импорта или "отверточной сборки": в прошлом году в стране продано 400 тысяч иностранных машин, в том числе 133 тысячи - собранных в России. Доля иномарок в отечественном производстве за год выросла более чем вдвое, достигнув 12 процентов в прошлом году. Работают 6 иностранных конвейеров: "Дженерал Моторз" - "АвтоВАЗ", "Форд-Всеволжск", "Автофрамос" ("Рено"), "Автотор", "ИЖ-Авто", Таганрогский автозавод, в планах - сборка "Тойот" под Санкт-Петербургом. На 1000 россиян приходится 160 легковых машин.

Российская газета 13.05.05