26.08.14

Таможней нарушены Ваши права?…

Выезжая за границу или возвращаясь на Родину, все граждане обязательно общаются с таможенниками. И, как правило, это общение при пересечении границы необременительно: быстрый осмотр багажа, штамп в декларацию. Но бывают и иные ситуации: личный более долгий досмотр багажа, длительное ожидание, испорченное настроение и т.д. В таких ситуациях, если Вы считаете, что Ваши права нарушены, помните, что любой человек вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов, если таким решением нарушены его права, свободы или законные интересы, информирует Пресс-служба УТУ.

Вы можете обратиться с жалобой в вышестоящий таможенный орган или суд. Причем подача жалобы в таможенный орган не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в судебные органы. Однако обращение с жалобой аналогичного содержания в суд и принятие этой жалобы судом к рассмотрению либо вынесение по ней решения является основанием для отказа в рассмотрении жалобы таможенным органом.

Рассмотрим преимущества ведомственного обжалования перед судебным.

При подаче жалоб в судебные органы необходимо учитывать порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, предусмотренный главой 25 ГПК России, главой 24 АПК России. Данный порядок весьма сложен для применения его на практике, в отличие от порядка подачи жалобы в таможенные органы, предусмотренный гл. 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В таможенные органы подаются жалобы с указанием факта нарушения прав и законных интересов и данных о заявителе в произвольной форме без обязательного приложения копий документов, подтверждающих доводы жалобы.

Образец жалобы

Наименование таможенного органа Фамилия, имя, отчество или наименование юридического лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение, телефон (желательно)

Существо обжалуемых решения, действия (бездействия) в произвольной форме с указанием должности, фамилии, имени, отчества должностного лица таможни (если известно), решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

Подпись
дата

Причем при подаче жалоб в таможенные органы заявителю необязательно доказывать правоту своих доводов, также нет условия извещения второй стороны, направляя ей документы по почтовой связи или передавая нарочно, тратя свое время и денежные средства.

При обращении в суд, определена форма заявления, строгий и довольно таки большой перечень данных (сведений), необходимых для подачи исковых заявлений, с обязательным условием приложения документов, подтверждающих доводы жалобы, не соблюдение которой может привести к отказу в принятии жалобы к рассмотрению.

Кроме того, при обращении в судебные органы обратившейся стороне необходимо доказывать свою правоту всеми законными способами, предоставляя документы в подтверждение своих доводов, необходимо направлять второй стороне вторые экземпляры (копии) заявлений с приложениями и представлять в суд документы, подтверждающие направление и получение ответчиком этих копий; тратить свое лич­ное время для присутствия на судебных заседаниях или составлять и направлять различные ходатайства, отзывы и т.д.

Сроки

Жалоба может быть подана в таможенные и в судебные органы в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении прав, законных интересов. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине, он может быть восстановлен по заявлению гражданина или организации таможенным органом или судом.

В таможенных органах срок рассмотрения заявлений (жалоб) составляет один месяц, в течение которого жалоба должна быть рассмотрена и копия решения направлена заявителю.

Срок рассмотрения жалоб в судебных органах составляет десять дней для физических лиц и два месяца для юридических (без учета бесед, предварительных заседаний и пр.).

Отметим, что подача жалоб в таможенные органы независимо от вида жалобы государственной пошлиной не облагается. При подаче жалоб в судебные органы для их рассмотрения необходимо произвести расчет размера государственной пошлины и уплатить ее.

Ознакомление с результатами

Таможенные органы в обязательном порядке письменно извещают заявителя о результатах рассмотрения поданной им жалобы с разъяснением порядка дальнейших его действий, не зависимо присутствовал ли он при рассмотрении жалобы или не смог, запросил ли решение по жалобе или нет.

Судебные органы должны направлять заявителю решение суда, в соответствии со ст. 258 ГПК России, ст. 201 АПК России – в 3-хдневный срок, ст. 211 АПК России в 5-тидневный срок со дня вступления в законную силу решения, однако на практике сроки рассмотрения жалоб и направления решений по жалобам часто затягиваются. Кроме того, копии судебных решений высылаются лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании. В остальных случаях копии решений суда выдаются сторонам только при личном обращении лица в канцелярию суда.

В судах не разъясняют порядок дальнейшего обжалования, принятых ими судебных актов, делая лишь ссылку о наличии у заявителя такого права. В результате заявитель вынужден обращаться за консультацией к адвокатам, в случае незнания порядка и юридических тонкостей, что вызывает дополнительные денежные затраты.

В структуру таможенных органов входят правовые отделы, должностные лица которых бесплатно проконсультируют о порядке обжалования решений, действий (бездействий) как письменно, так и в устном порядке.

Так, информацию о порядке обжалования можно получить по телефонам в правовом отделе Ханты-Мансийской таможни (3466) 49-73-85, и в правовой службе Уральского таможенного управления (343) 359-53-98. Или по адресам: 1) Ханты-Мансийская таможня: 628624, г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская 25 «б», тел/факс: (3466) 497-340, (3466) 497-308 и 2) Уральское таможенное управление: 620014, г.Екатеринбург, ул. Шейнкмана 31, тел/факс: (343) 359-53-83 / (343) 261-43-34.

При обращении в Ханты-Мансийскую таможню жалобу можно направить почтовой связью по вышеуказанному адресу либо передать лично.

Также необходимо знать, что ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» перед подачей жалобы предоставляет лицу возможность обратиться в орган, принявший или не принявший решение, совершивший действие (бездействие) по отношению к нему с запросом о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы лица непосредственно и индивидуально.

Предоставление ответа на запрос дает возможность урегулировать разногласия между заявителем и таможенным органом (согласиться с принятым решение, совершенным действием (бездействием) или представить таможенному органу свои доводы необоснованности принятого решения, совершенного действия (бездействие)).

VCH.RU