16.07.08

Таможня делит небо на юге России

Волгоградская область и Калмыкия борются за право принимать международные авиарейсы

Руководство Волгоградской таможни отказывается регистрировать таможенную зону в аэропорту калмыцкой столицы. В результате международные рейсы, которые не может принимать Элиста, направляются в город-герой на Волге. По мнению местных наблюдателей, противостояние бюрократических структур Волгоградской области и Калмыкии вызвано борьбой региональных элит за потенциальных инвесторов из-за рубежа.

До 15 мая 2007 года на территории Калмыкии существовала собственная таможня. Но в январе 2007 года руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) приняло решение укрупнить свои структуры в шести регионах Южного федерального округа (ЮФО). Были ликвидированы как самостоятельные региональные подразделения Чеченская, Ингушская, Адыгейская, Калмыцкая таможни.

Официальной причиной ликвидации самостоятельной Калмыцкой таможни стали незначительные объемы международных перевозок через элистинский аэропорт. По словам начальника Волгоградской таможни Александра Ходакова, в 2006 году калмыцкие таможенники оформили всего 66 грузовых таможенных деклараций, а этого мало. В результате укрупнения таможенная служба Степной республики приказом ФТС от 12 января 2007 года была реорганизована в структурное подразделением Волгоградской таможни – Калмыцкий таможенный пост (КТП).

На этом реформы в таможенной службе Калмыкии не закончились. Руководство Волгоградской таможни летом 2008 года фактически прекратило деятельность Калмыцкого таможенного поста, располагающегося в международном аэропорту Элисты. Основанием для этого стали итоги ведомственной проверки, в ходе которой были выявлены недостатки в организации работы КТП, которые, по мнению Александра Ходакова, не позволяют вести речь о регистрации таможенной зоны.

Представители республиканского правительства считают, что претензии «волгоградцев» надуманны. «Руководителей Калмыцкого таможенного поста проверяющие обвинили в отсутствии компьютера, принтера и табличек с надписями на дверях. Эти «недостатки» были устранены за два часа», – сообщил «НГ» чиновник правительства Калмыкии.

Отсутствие собственной работающей таможенной зоны не на шутку тревожит калмыцкие власти. С начала июня Элисту посещают иностранные делегации, рассматривающие возможность организации в Калмыкии экономических проектов. Как сообщил «НГ» вице-премьер республиканского правительства Олег Клименко, с 26 июня по 7 июля в Элисте побывало семь делегаций из Турции, Швейцарии, Австрии, Объединенных Арабских Эмиратов и т.д. Отсутствие в элистинском аэропорту зарегистрированной таможенной зоны вынуждает международные чартеры с европейскими и арабскими бизнесменами приземляться в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде. Уже оттуда они на автомашинах за несколько часов добираются до калмыцкой столицы. Аналогичная проблема и с вылетом иностранцев из Элисты.

«Если кто-то хочет осуществить международную перевозку, то нет проблем – необходимо добраться до аэропорта, имеющего международный статус, например в Волгограде, Ростове или Минводах, и пройти там пограничный и таможенный контроль», – считает Александр Ходаков. По его словам, главной причиной отказа в регистрации калмыцкой таможенной зоны является несоответствие элистинского аэропорта международным требованиям.

Директор элистинского аэропорта Юрий Кокуев, в свою очередь, считает, что заявления руководства Волгоградской таможни необоснованны: «Наш терминал был открыт для международных перевозок 13 августа 1996 года. В 2000 году элистинский аэропорт получил сертификат международного, который подтверждается через каждые пять лет. Сегодня у нас есть официальный сертификат, полученный в 2005 году и подтверждающий международный статус элистинского аэропорта до 2010 года». Чиновники в Калмыкии не исключают, что за действиями Волгоградской таможни скрывается попытка искусственно регулировать международные перевозки, направляя зарубежные чартеры не в Элисту, а в волгоградский аэропорт Гумрак. Сами волгоградские таможенники какое-либо давление со своей стороны отрицают.

По мнению волгоградского политолога Александра Стризое, таможенный конфликт, возможно, является одним из признаков не только передела сфер влияния на региональном рынке авиаперевозок, но и свидетельством борьбы региональных элит за инвесторов. «Разумеется, если иностранные чартерные рейсы будут приземляться в волгоградском аэропорту, это принесет ему дополнительные финансовые прибыли. Но есть и политические выгоды от этого. Я не исключаю, что волгоградские областные чиновники, «заворачивая» через собственную таможню чартеры из Элисты в Волгоград, надеются перехватить «вкусного» инвестора, которого иным способом найти не удалось», – считает эксперт.

Независимая Газета ; 16.07.2008