07.12.10

Таможня для бизнеса

В московской торгово-промышленной палате (МТПП) состоялась конференция "Актуальные вопросы инновационной логистики".

Как отметил генеральный директор МТПП Юрий Азаров, сегодня появляется новая логика организации таможенного контроля и оформления: "Бизнес будет ориентироваться на то, где ему удобнее работать. Если работа, связанная с логистикой, лучше построена в Белоруссии, значит, бизнес будет перемещаться в Белоруссию, если это выгоднее делать в Казахстане, он пойдет в Казахстан, со всеми вытекающими для России последствиями".

По его словам, сегодня разговор надо вести уже не на теоретическом уровне. Следует говорить о конкретной практике применения нового законодательства, о работе нового Таможенного союза, его руководящего органа, национальных таможенных ведомств.

Президент Международного логистического клуба, проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Олег Проценко коснулся темы развития межхозяйственных отношений между разными странами. В частности, между Россией и Германией, где одну из важнейших ролей играет логистика. "Встают вопросы, связанные с более четким и оперативным оформлением материальных и финансовых потоков. Они приобретают особое значение в связи с созданием ТС, тут огромное поле деятельности для всех нас".

Председатель совета Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домина отметила важность объединения всех участников логистической цепи с целью сотрудничества и продвижения на рынок комплексных услуг, связанных с полным циклом логистики. На данный момент в гильдию входят около 70 компаний. Сегодня они присутствуют во многих городах страны.

Участники конференции назвали немало острых проблем, существование которых тормозит развитие логистики. Среди них - проблема субъективного отношения должностных лиц к нормам закона, что иногда пускает под откос целые логистические проекты.

Кроме того, бывает трудно получить качественную услугу от того или иного чиновника из-за невозможности использовать электронные документы. В этой связи 21 сентября текущего года в Москве руководителями Таможенного союза стран - членов ЕврАзЭС было подписано соглашение "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза". Об этом рассказал представитель комиссии Таможенного союза стран ЕврАзЭС Юрий Кожанков.

Еще одна проблема - существование разных критериев на пунктах пропуска через государственные границы стран - участниц Таможенного союза ЕврАзЭС. По этому поводу в сентябре состоялось заседание экспертной группы по обустройству границы. На нем рассматривался вопрос о единых требованиях к обустройству пунктов пропуска на границе Таможенного союза. Сейчас по этому поводу идет активное сближение позиций между его членами.

- Также немаловажный аспект - это мощности товаро- и пассажиропотока, исходя из которых формируются требования к пунктам пропуска, - рассказал президент Евроазиатской логистической ассоциации Николай Титюхин. Всего их около 440 по России. В рамках программы оптимизации, рассчитанной до 2012 года, их должно остаться около 400. И уже в следующем году они могут достигнуть европейского уровня. Существует несколько приоритетов при вложении в них денег. Это строительство новых пунктов, модернизация уже существующих, которая включает в себя закупку нового оборудования и развитие инфраструктуры.

"Таможня должна работать для бизнеса, а не бизнес для таможни", - отметил директор Таможенного логистического центра Владимир Ткачев.

Директор Международного логистического клуба Геннадий Зубаков, комментируя итоги встречи в беседе с корреспондентом "РБГ", отметил, что новый 2011 год Россия встретит в ситуации большой неопределенности, связанной с новым Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации". По мнению Зубакова, в ближайшие годы развитию логистики будет уделяться повышенное внимание. Что соответствует современным мировым тенденциям. Потому что оптимизация материальных, финансовых, информационных, документальных и иных потоков является важнейшим звеном в развитии экономики.

Российская газета