21.09.06

Таможня должна платить за себя сама

Николай Стрельцов, коммерческий директор ООО RusSotra:

Остается острой проблема таможенного досмотра контейнерных поездов на наших пограничных станциях и в портах. Одна из граней этой проблемы оплата работ по таможенному досмотру.

Ситуация здесь следующая: досмотры контейнеров так же, как и все работы по досмотру, погрузочно-разгрузочные работы, прием-сдача, работа грузчиков, осуществляет дорога. Счета за эти работы выставляются нам, перевозчикам. Мне непонятна методика составления этих счетов. Сумма за осмотр контейнера может варьироваться от 2 4 тыс. руб. до 40 тыс. Я не могу объяснить столь большую разницу между минимальной и максимальной суммами. Учитывая, что при небольшом отличии в загрузке контейнеров в одном случае работает один грузчик в течение 3 часов, а в другом 8 грузчиков работают 7 часов.

Понятно, что в итоге платить по счетам железной дороги приходится клиентам, которые этим недовольны. Причем их раздражает не только и не столько объем сумм, сколько непредсказуемость схемы их расчета. А мы им ничего не можем объяснить.

В свою очередь, непонятно, почему услуги железной дороги таможне должны оплачивать мы, а не сами таможенники. По идее, платить должен тот, кто заказывает услугу. Услуга железной дороги в данном случае нужна государству в лице таможни. А платит экспедитор и в итоге грузовладелец, не считая того, что он еще и время теряет, пока таможня сделает свою работу. Это совершенно непонятная ситуация, когда государственный орган требует от других оплату своих заказов, тогда как эти суммы должны идти как расход государства.

Подчас грузовладельцы, будучи недовольными сомнительностью аргументов относительно оплаты ими услуг, оказанных железной дорогой таможне, отказываются возмещать нам эти выплаты. Конкретный пример: мы отправляли грузы в адрес китайского клиента, который теперь нам должен порядка $10 тыс. Мы не можем до сих пор эти деньги взять. Он, прежде чем заплатить нам, требует объяснить, откуда взялась эта сумма и почему он должен ее платить. А что мы можем сказать, если нам эта методика не известна самим? А в случае доставки импортных грузов всегда в конечном итоге оказывается крайним в этой цепочке выплат российский грузополучатель, то есть в итоге его клиенты.

Решение этой проблемы большой и серьезный вопрос. Пора государству внести изменения в Таможенный кодекс, чтобы ситуация была исправлена и расходы нес не грузовладелец, а сама таможня как реальный заказчик услуги, за которую взимаются деньги.

Самое примечательное, что так же досматриваются и транзитные грузы. При этом сам по себе досмотр транзитных грузов неправилен. Досмотр уместен, если есть конкретная информация, что в контейнере везется что-то нелегальное. Но когда идут сплошные проверки, это в итоге лишь отбивает желание у грузовладельцев возить товары через Россию. Я могу предположить, что так таможня пытается бороться с квазитранзитом, когда груз везется сначала в Финляндию, а потом реализуется в России. Могу поздравить таможню этот вид перевозки, который сам по себе, может, был и не самым большим достижением наших экспедиторов, но давал им заработать, практически ликвидирован.

Однако настоящего транзита от этого больше не стало.

Гудок gudok.ru 21.09.06