08.04.08

Таможня: два притопа, три прихлопа

От нашего государства можно ждать всяких неожиданностей и противоречивых решений. Очередное «ноу-хау» власть продемонстрировала на прошлой неделе, реорганизовав таможенную структуру в западном анклаве страны. Сделано это было весьма неудачно, что негативно отразилось на бизнесе в Калининградской области.

Год таможенных перемен

Первого апреля вступил в силу приказ Федеральной таможенной службы о реорганизации таможенных органов в западном регионе страны. Калининградская, Багратионовская и Неманская таможни были объединены в одну – Калининградскую областную таможню (КОТ). В задачу новой структуры входит контроль за деятельностью 19 таможенных постов. Штатная численность КОТ составляет 1791 человек. В составе таможни создан Международный автомобильный пункт пропуска "Советск" со штатной численностью 91 человек. Мамоновский таможенный пост переименовали в таможенный пост "Мамоново", а таможенный пост "Куршская Коса" – в МАПП "Морское".

По официальному сообщению, в результате реорганизации сокращено 225 сотрудников таможни – кого-то отправили на пенсию, кого-то «обвинили» в отсутствии высшего образования и уволили по собственному желанию. Всё это сделано весьма грубо. Непонятно, по какому принципу людей назначали на посты. Некоторым сотрудникам, работающим в Калининграде, делались издевательские предложения: мол, готовы ли они работать в Советске? Заранее ведь знали, что люди откажутся.

Сокращение же штатов прошло с нарушением действующих правил. Людей, которые работали в реорганизуемой структуре, если должности их не сокращались, увольнять не имели право. Тем не менее увольняли, а на их место принимали сотрудников из ликвидируемых структур, для которых действуют другие правила: лицо может быть уволено, если ему нечего предложить. Так вот, чтобы освободить для них места, увольняли людей, эти места занимающих. Чтобы лучше понять, кому это было нужно, достаточно сказать, что ликвидировалось Северо-западное таможенное управление, сотрудники которой являлись первоочередниками на увольнение. Получается, что ликвидируемая структура в первую очередь позаботилась о себе.

Предприниматели от нововведений не в восторге. Теперь многим придётся для растаможки грузов тратить время, топливо и деньги и ездить в Калининград или в Советск. Там, кстати, за услуги СВХ придётся выкладывать гораздо большие суммы, чем на периферии. Ущерб, в частности, был нанесён мясопереработчикам из Черняховска. В телеэфире они рассказали, что таможенники в Советске посоветовали не приезжать к ним в течение пяти дней – не хватает сотрудников и места на СВХ. И даже если бы всё было в достатке, то наплыв грузовых фур создал бы огромную «пробку» на подъезде к таможне. Предприниматели были вынуждены остановить производство и отправить рабочих в отпуск без оплаты.

О непродуманности реорганизации таможен в нашем регионе предприниматели заранее трубили во все колокола, однако их голоса услышаны не были.

Правильнее было бы перенести контроль за ввозимыми товарами ближе к границам, а не наоборот, как это было сделано. В результате удлинилась таможенная процедура, что легло дополнительным бременем как на таможню, так и на импортёров.

Для чего всё это сделано? Достаточно вспомнить известный принцип взяточников: чем сложнее получить услугу, тем дороже заплатит нуждающийся в ней.

Таможенники отменили пункт закона об ОЭЗ

Принимая новый закон об ОЭЗ в 1996 году, законодатели обнадёжили бизнес, пообещав (п.10.4 закона № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.), что «при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется», за исключением подакцизных и запрещённых товаров. Это означало, что импортёрам не нужно приобретать банковскую гарантию, размещать денежные средства на депозите или нанимать таможенное сопровождение. Это сокращало расходы, экономило время и упрощало процедуру таможенного оформления ввозимых товаров. Данное положение в законе было введено неслучайно – Калининградская область окружена со всех сторон иностранными государствами, и поэтому все перемещения товаров из области и в неё сопровождаются утомительными и затратными таможенными процедурами. Сначала это положение закона работало.

Со временем таможенники осознали, что они теряют деньги, которые им так нужны для выполнения спускаемых сверху планов сбора таможенных платежей. Само существование планов многие эксперты расценивают как отголоски коммунистического строя. Реально же объём таможенных платежей определяется экономической обстановкой в стране и мире, а не циркулярами из Москвы. От таможенников зависит лишь полнота их сбора. Однако значительная часть средств расходится по карманам таможенников-взяточников. И вместо того, чтобы для пополнения государевой казны бороться с этим явлением, которое пронизало структуру насквозь, таможенники выжимают по максимуму из бизнеса. Для этого подходят все средства, вплоть до использования брешей в законодательстве. И вот необходимая «дырка» была найдена. Таможенники сослались на Таможенный кодекс, который якобы позволяет игнорировать положение закона об ОЭЗ № 16-ФЗ. Так что, если ранее грузовые автомобили, автобусы и мотоциклы можно было ввозить в Калининградскую область без обеспечения уплаты таможенных платежей, то теперь нельзя – пункт 10.4 закона об ОЭЗ фактически прекратил своё действие.

Однако таможенники явно лукавят. Во-первых, закон об ОЭЗ № 16-ФЗ имеет приоритет по сравнению с Таможенным кодексом, так как он принят позднее и является специальной нормой в отношении частного случая – особой таможенной зоны в Калининградской области. Да и по смыслу нашей ОЭЗ никакой угрозы и ущерба для казны отсутствие обеспечения уплаты таможенных платежей не имеет, так как режим свободной таможенной зоны не требует их уплаты.

«Отмена» таможенниками пункта 10.4 закона об ОЭЗ потащило за собой хвост дополнительных затрат. Теперь многие предприниматели вынуждены нанимать таможенный конвой для доставки транспортных средства. Но здесь они натолкнулись на очередной таможенный крючок. Оказалось, что таможенники за конвой берут пропорционально количеству сопровождаемых автомобилей. А эта сумма немалая – минимум 2000 рублей при сопровождении одного транспортного средства на расстояние до 50 км. А чем дальше, тем больше. И хотя это положение прописано в Таможенном кодексе, понятно, что его протолкнули таможенники. А ведь оно явно несправедливое – затраты на конвой не зависят от количества доставляемого транспорта.

Зарабатывает на конвое частная фирма ТОТ («Товарищество отставных таможенников»), которую организовал Совет ветеранов таможенной службы (СВТС) и в которой, как нетрудно догадаться, работают бывшие таможенники, родственники или друзья должностных лиц таможни, принимающих решения о необходимости сопровождения. Именно эта фирма получила в своё время от таможни эксклюзивное право на конвой товаров по Калининградской области.

Поголовная экспертиза

Там, где можно взять с предпринимателя мзду в свой карман, всегда найдутся «умники», которые придумают, как это сделать. Не так давно в Калининградской области ввели поголовную экспертизу ввозимых транспортных средств. Суть её заключается в том, что, не вникая в представленные документы, таможенники сразу же подозревают их в подделке и направляют на экспертизу. Куда бы Вы думали? Правильно, к своим сотоварищам – в околотаможенную структуру «Ростэк». Там «всего» за 1000 рублей в течение 10 минут сделают справку о том, что всё о'кей!

После жалобы на действия таможенников в прокуратуру те снизили свои аппетиты и пошли на компромисс – автомобили, которые ввезены из Германии, перестали направлять на экспертизу. А поскольку денежный поток существенно уменьшился, «умники» стали ломать голову над тем, чем это компенсировать. Придумали - и с 1 апреля этого года подняли цену на экспертизу. Думаете, на 10-20%? Нет – на все 100%! Теперь ненужную бумажку в «Ростэк» штампуют уже за 2000 рублей.

Импортёров явно смущает тот факт, что платежи за экспертизу законодательством не предусмотрены. Поэтому, если таможня направляет на неё, то должна сама её и оплачивать. Задача декларанта – предоставить сведения о ввозимом товаре, и если таможенник сомневается в них, то он вправе самостоятельно провести экспертизу за свой счёт. Если сведения, предоставленные декларантом, окажутся недоствоверными, то можно привлечь его к ответственности и возложить все расходы на виновное лицо. У нас же дают работу родственным структурам, злоупотребляя своим служебным положением.

Экспертиза – это не единственный способ побора со стороны таможенников. При ввозе транспортного средства они требуют подтверждение экологической безопасности автомобиля (на соответствие требованиям «Евро-3»). Предоставление этой справки является обязанностью декларанта, стоит она сегодня 2600 рублей. Однако покупать данный документ нужно не всегда. В таможне имеются сведения о ТС, которые соответствуют стандарту «Евро-3». И только в тех случаях, когда их нет, таможенники вправе требовать от лица необходимые сведения. На практике же одни и те же типы машин регулярно направляются на экспертизы, хотя таможенники в большинстве случаев уже имеют соответствующую информацию.

В чём же причина многочисленных, казалось бы нелогичных, действий со стороны таможенных органов? Не сомневаюсь – ответ лежит в плоскости личных финансовых интересов ряда таможенных служащих.

Авторынок Калининграда; 08.04.08