31.10.06

Таможня глазами участников ВЭД

В рамках проекта Модернизация информационной системы таможенных органов РФ ОАО Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел серию опросов, цель которых - мониторинг оценки участниками внешнеэкономической деятельности, другими заинтересованными сторонами процесса, промежуточных и конечных результатов реформирования таможенных органов, прежде всего - ее информационной системы.

Существуют гармонизированные международные правила, которые применяются ко всем перевозкам товаров. В частности, представителями 12-ти таможенных администраций мира, в число которых входит и Таможенная служба России, подготовили проекты Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, которые в июне этого года были представлены на сессии Совета WCO всем руководителям национальных таможенных администраций. При этом рамочный документ определяет четыре принципа работы таможенных служб.

Во-первых, это предварительный обмен данными о товарных поставках в автоматическом режиме. Такой принцип позволяет не только отказаться от традиционных бумажных документов, но и заранее провести ряд подготовительных процедур по таможенному оформлению, что существенно сократит время основного оформления при прибытии груза на место в стране импорта.

Во-вторых, создание системы анализа и управления рисками, чтобы иметь возможность досматривать только те поставки, которые представляют реальную угрозу. В-третьих, создание на границе условий для физического контроля транспортных средств и контейнеров. Реализация этого принципа предполагает оснащение пунктов пропуска специальной аппаратурой - инс-пекционно-досмотровыми комплексами контроля крупногабаритных грузов. Сейчас в России оборудован только один такой пункт пропуска - МАПП Гуково на российско-украинской границе ( Таможня 11, 2006 г.). Четвертый принцип - создание партнерских отношений с бизнес-сообществом.

В данной статье представлены результаты опроса представителей участников внешнеэкономической деятельности, которые выступали одной из исследуемых целевых групп в рамках настоящего проекта. Исследователей, по словам руководителя отдела социальных исследований ВЦИОМ Елены Пахомовой, интересовали:

- уровень информированности заинтересованных кругов об осуществляемой модернизации информационной системы таможенных органов;
- общая сравнительная оценка работы таможенной службы на начало реализации проекта;
- оценка основных проблем, возникающих в ходе модернизации информационной системы таможенных органов для каждой целевой группы.

Оценка участниками ВЭД работы таможенных органов

Для реализации поставленных исследовательской задачи респондентам-участникам ВЭД, прежде всего, предлагалось оценить, насколько таможенные процедуры влияют на текущую деятельность и возможность развития их предприятия и насколько осуществляемые изменения в работе таможенных служб способствуют положительным изменениям в работе.



Как видно из данных, представленных на рисунке 1, большинство опрошенных так или иначе сталкиваются с определенными проблемами при взаимодействии с таможенными органами. Так, на отсутствие проблем при взаимодействии с таможенной службой указали лишь менее четверти опрошенных - 23 процента. На наличие минимальных проблем указали 30 процентов. А 39 процентов отметили наличие проблем средней тяжести . Доля тех, кому взаимодействие с таможенными органами создает непреодолимые проблемы для предприятия, не превышает трех процентов.



Характеризуя изменения в качестве работы таможенных органов (рисунок 2), произошедшие за последние два года, мнения участников ВЭД можно охарактеризовать как в целом позитивные: относительное большинство опрошенных (46 процентов) отметили изменения в лучшую сторону. Хотя следует отметить и то, что практически столько же респондентов убеждены, что в работе таможенных органов практически ничего не изменилось. Негативные изменения отметили лишь пять процентов опрошенных.



Отмечая позитивные изменения в работе таможенных служб (рисунок 3), участники ВЭД указывают прежде всего на сокращение времени таможенной очистки грузов (44 процента), упрощение правил таможенного оформления ввозимых грузов (29 процента). Немаловажным в этой связи представляется и то, что более четверти опрошенных (27 процентов) в качестве позитивных изменений в деятельности таможенных служб назвали меры, связанные с модернизацией информационной системой и, в первую очередь, введение электронной формы декларирования товаров. (Допускалось несколько вариантов ответа).

Несмотря на то, что лишь пять процентов респондентов охарактеризовали изменения в деятельности таможенных органов за последние два года, как негативные, среди опрошенных достаточно часто встречались отдельные критические оценки в отношении работы таможенников.

Среди основных проблем и трудностей, с которыми участниками ВЭД приходится сталкиваться при взаимодействии с таможенными органами, большинство респондентов, отвечая на открытый вопрос о том, какие трудности, связанные с таможенным оформлением грузов в настоящее время являются ключевыми для Вашего предприятия? , назвали бюрократизм и бумажную волокиту, требование избыточного представления документов, а также трудности, связанные с определением и подтверждением таможенной стоимости ввозимых грузов.

В ходе опроса респондентам предлагалось дать сравнительную оценку распространенности отдельных негативных явлений в работе таможенных органов до начала реформирования и по настоящее время. Своеобразной точкой отсчета для оценки таких изменений участникам ВЭД было предложено введение нового Таможенного кодекса. При этом респондентам предлагалось сравнить степень распространенности ранее, то есть до введения нового Таможенного кодекса РФ, и в настоящее время таких негативных явлений и процессов, как требование предоставления избыточного - по сравнению с законодательством - числа документов, неудобный график работы, непредставление необходимой информации, бюрократический произвол отдельных сотрудников, прямые или косвенные намеки на необходимость дополнительной оплаты, недостаточная компетентность сотрудников таможни, необходимость использования личных связей для решения того или иного вопроса.

Судя по результатам, респонденты в целом позитивно оценивают происходящие изменения в работе таможенных органов. Причем, это касается практически всех аспектов, затронутых в рамках опроса. Различия лишь касаются степени позитивных изменений отдельных процессов. Так, существенные позитивные изменения в связи с реформированием таможенной службы респонденты отмечают в информационном взаимодействии таможни с участниками ВЭД. Причем, в оценках этого аспекта деятельности наблюдается как увеличение (с 31 процента до 40) числа тех, кто считает, что практически не сталкивались с ситуацией, при которой сотрудники таможенных органов отказывали в предоставлении необходимой информации, так и сокращении числа тех, кто указывал на то, что такие ситуации бывают часто (с 28 процентов до 25) или всегда (с процентов до 7).

Заметно сократилось и число респондентов, отмечающих наличие в работе таможенных органов таких негативных явлений, как бюрократический произвол отдельных сотрудников. Если доля тех, кто постоянно встречался с проявлениями бюрократизма в работе таможенных служб до начала реформирования достигала чуть менее половины опрошенных (44 процента, из них - 23 процента встречались с такими проявлениями часто, и еще 21 процент - всегда), то в настоящее время такие явления отметили лишь треть опрошенных респондентов (34 процента, из них - 18 - встречаются часто, 16 - постоянно).

Менее ощутимые изменения фиксируются в оценках таких негативных сторон работы таможенных служб, как требование предоставления избыточного - по сравнению с законом - числа документов. Хотя следует еще раз отметить наличие в целом позитивной динамики оценок происходящих изменений в работе таможенных органов.



Такие же оценки характерны и в отношении степени распространенности взяточничества и недостаточной профессиональной компетентности сотрудников таможенных служб (рисунки 4 и 5).

Что же касается такого аспекта взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, как необходимость использования связей для решения вопроса, то и в настоящее время, большинство участников ВЭД отмечают, что в той или иной степени вынуждены прибегать к использованию блата для решения вопроса таможенного оформления грузов. Хотя, как было сказано раньше, и здесь наблюдается определенные позитивные изменения.

Таким образом, характеризуя изменения в качестве работы таможенных органов, произошедшие за последние два года, мнения участников ВЭД можно охарактеризовать в целом как позитивные. Отмечая положительные сдвиги в работе таможенных служб, участники внешнеэкономической деятельности указывают, прежде всего, на сокращение времени таможенной очистки грузов, упрощение правил таможенного оформления ввозимых грузов и введение электронной формы декларирования товаров.

Среди основных проблем и трудностей, с которыми респондентам приходится сталкиваться при взаимодействии с таможенными органами, большинство назвали бюрократизм и бумажную волокиту, требование избыточного представления документов, а также трудности, связанные с определением и подтверждением таможенной стоимости ввозимых грузов. Негативная характеристика работы таможенных органов практически не связывается с введением электронной формы декларирования грузов.

Оценка информированности респондентов об осуществляемой модернизации информационной системы таможенных органов Уровень информированности участников ВЭД в целом можно охарактеризовать как достаточно высокий: 87 процентов опрошенных знают о проводимой модернизации информационной системы таможенных органов. Лишь 13 процентов опрошенных ничего об этом не слышали. В тоже время подавляющее большинство (70 процентов) всю необходимую информацию о порядке работы таможенных органов, и соответственно, о содержании модернизации информационной системы получают самостоятельно при личном обращении в таможню. Существенно реже респонденты пользуются информацией, размещенной на сайте ФТС России (43 процента) и в специальных профессиональных изданиях (36 процентов). Это в свою очередь может привести к искаженному представлению о сути и основных мерах проводимой модернизации информационной системы, либо к недостаточной ее информационной представленности .

Среди других информационных источников респонденты отмечали другие сайты в Интернете - сайт ТКС, Виртуальная таможня ЕМСТС. Также отмечались в качестве информационных источников семинары, проводимые таможенной службой, консультации таможенных брокеров, дополнительное программное обеспечение (Консультант плюс, ЭСТМ ВЭД-ИНФО).

Среди тех, кто обращался за необходимой информацией на сайт Федеральной таможенной службы, в ходе интервью отметили, что их интересовала, прежде всего, информация об изменении в законодательстве, нормативной базе, информация по классификационным решениям, тарифы на растаможивание грузов, таможенные пошлины и документы, необходимые при отправке груза, товарный код, новости, структура таможенных органов, контактная информация.

В ходе проведения опроса респондентам также предлагалось указать, какого рода информация, по их мнению, должна быть размещена на сайте ФТС России. Среди ответов достаточно часто встречались предложения о своевременном размещении правовой информации, касающихся изменений правил таможенного оформления и документооборота: давать предварительную информацию правового характера о предстоящих изменениях , заблаговременно размещать новые формы документов и новые правила , о сроках внедрения, изменении и нового порядка оформлении документов . Также встречались пожелания размещать аналитические материалы о модернизации информационной системы таможенной службы: аналитики процесса проводимой модернизации ИС , нужна информация об информационной системе для пользователя в доступном виде .

Оценка внедрения электронной формы таможенной декларации

На момент опроса 21 процент респондентов указали, что им приходилось пользоваться электронной формой таможенного декларирования грузов. Подавляющее большинство респондентов (79 процентов) такой формой подачи таможенных документов не воспользовались. Отвечая на вопрос о том, почему не приходилось пользоваться электронным декларированием, респонденты указали следующие причины:

- недостаточное введение электронного декларирования на таможне , невведено в региональных таможнях , таможня не готова к этому виду декларирования своими техническими средствами ;
- технические трудности: необходимость сканировать документы, нет программного обеспечения, отсутствие канала связи, необходимость подключения к таможенной компьютерной сети;
- упрощение процедуры и сокращение времени таможенного оформление, связанное с реформированием деятельности таможенных органов в целом, что делает экономически невыгодным использование электронного декларирования;
- специфика экономической деятельности предприятия: небольшие объемы, поэтому проще на бумажных носителях , проще по-старому, необходимо личное присутствие , характер товара и сложность , наличие своего склада, нет ограничений по времени , электронное декларирование позволяет оформить одно наименование товара, постоянно оформляем 5-10 и более товаров , простой груз, нет необходимости перехода;
- дополнительные финансовые затраты: большие затраты на установку этой системы , дополнительные финансовые затраты на работников, оборудование, обучение, связь, стоимость программного средства; дороговизна идеи, дополнительные затраты, связанные с контролем и обучением сотрудников, оборудование не окупает деятельность брокера;
- недостаточная информированность о такой форме декларирования - ничего о такой форме декларирования незнаю , таможня не разъясняет действия электронного декларирования , не были предложены услуги ;
- нет необходимости.



В тоже время, относительное большинство опрошенных (43 процента), даже включая тех, кто такой формой декларирования не пользовался, в целом позитивно оценивают его введение, считая, что в той или иной степени это упрощает процедуру таможенного оформления грузов. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения существенно меньше - 13. Причем, лишь два процента из них придерживается крайне негативных оценок. (рисунок 6)

Среди тех, кто пользовался электронной формой подачи таможенных документов, более половины опрошенных (57 процентов) отметили, что это потребовало от них дополнительных затрат. Причем, 36 процентов из них указали на существенные затраты при переходе на электронное декларирование. Еще 21 процент отметили наличие несущественных для экономической деятельности их предприятия затрат, семь процентов - минимальные затраты.

Среди основных затрат, респонденты указали: затраты, связанные с разработкой собственного программного обеспечения, обновление компьютерных программ, приобретение оборудования и программного обеспечения, создание рабочих мест, создание сети.

В ходе проведения опроса респондентам также предлагалось оценить удобство программного обеспечения для оформления электронной декларации. При этом подавляющее большинство опрошенных (77 процентов) оценили программное обеспечение как в целом удобное. Как не удобное - лишь 5 процентов. Среди основных недостатков респонденты указали: длительность поиска информации, наличие скрытых ошибок, неудобства в работе в настройке, сложность в управлении.

В целом, подводя первые итоги проведенного опроса, следует отметить, что оценивая проводимую модернизацию информационной системы таможенных органов, практически половина участников ВЭД (49 процентов) отмечают позитивные изменения, прежде всего связанные с упрощением процедуры таможенного оформления грузов. Причем, именно введение электронной формы подачи таможенных деклараций оценивается значительным числом респондентов как безусловный и ощутимый позитивный сдвиг в работе таможенных служб. Подобные оценки можно выразить словами одного из них, зафиксированные при ответе на открытый вопрос: Как можно меньше бумажной волокиты. Это серьезно замедляет процесс таможенного оформления. Внедрение электронного декларирования - это шаг навстречу ускорению процесса оформления .

Что же касается такого аспекта, как прозрачность процедур таможенного оформления грузов, то здесь оценки респондентов остаются более сдержанными. Причем, мнения участников разделились практически поровну - 42 процента считают, что ситуация в той или иной степени улучшилась, и ровно столько же уверены в том, что модернизация практически никак не сказалась на повышении прозрачности процедур таможенного оформления грузов. Безусловно, во многом это связано с тем, что внедрение электронной формы таможенного оформления грузов только начинает набирать обороты. Ведь многие участники ВЭД могут судить о влияние модернизации информационной системы таможенных на прозрачность процедур таможенного оформления лишь с позиций устоявшихся взаимоотношений, для части из которых характерны не всегда прозрачные процедуры.

Однако для большинства опрошенных совершенно очевидным является то, что необходимо и дальше совершенствовать информационную систему таможенных служб, прежде всего развивать и более широко распространять электронную форму декларирования грузов, лучше представлять таможенные правила оформления грузов, что является, по мнению подавляющего большинства опрошенных, одним из основных условий эффективного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов.

Журнал Таможня