30.04.09

Таможня и бизнес: вектор движения определен

Во Владивостокской таможне состоялось заседание Совета таможни и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, под председательством начальника таможни Дмитрия Шмарлина, сообщает Пресс-служба ФТС РФ

В диалоге таможни и бизнеса приняли участие руководство таможни, начальники таможенных постов и представители структурных подразделений, а также представители различных организаций: ООО ТЭФ «Владивостоквнештранс», ООО «Мэйджор Карго Сервис», ООО «Брокер-ДВ», ООО «Монерон», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Управления Россельхонадзора по Приморскому краю, Госветнадзора на госгранице и транспорте Управления Россельхонадзора по Приморскому краю, ОАО «Владивостокский морской торговый порт», ЗАО «Ростэк-Приморье», ПТО «Владивосток» «Ростэк-Приморье», склад временного хранения ОАО «ВМРП», ОАО «Приморнефтепродукт».

Николай Лощинин, 1-й заместитель начальника таможни по таможенному контролю, рассказал о перспективах организации временного хранения товаров, ввозимых через морские порты Владивостока.

Докладчик отметил, что в зоне деятельности Владивостокской таможни работают 36 складов временного хранения (СВХ), однако соответствуют необходимым для размещения широкой номенклатуры товаров требованиям только 12 из них. Поскольку 45 % прибывающих в порт товарных партий длительное время находятся не на СВХ, а в постоянных зонах таможенного контроля (ПЗТК), возможны нарушения со стороны участников внешнеэкономической деятельности. В связи с этим назрела необходимость ужесточить контроль за соблюдением приказа № 939, в соответствии с которым грузы должны находиться в ПЗТК только во время погрузки, перевалки, разгрузки и т.д.

Как подчеркнул начальник таможни Дмитрий Шмарлин, это принципиальное решение. Дальневосточное таможенное управление считает этот вектор движения правильным.

Сергей Лопунов, директор по производству ОАО «ВМТП», сообщил, что во Владивостокском морском торговом порту началось внедрение видеосистемы, которая позволит на экране монитора увидеть каждый квадратный метр портовых площадей. Ведется наладка программного продукта «Информационная система транспортного узла» по учету движения товаров на Владивостокском транспортном узле. Эта информационная программа соединит в единое целое экспедиторов, агентирующих лиц, порт и таможню. С апреля уже действует считывающий терминал, который по штрих коду определяет, выпущен ли груз или нет. Он зарекомендовал себя отлично. Кроме того, начата подготовка к установке дополнительно двух систем «Янтарь» (стационарной и мобильной), осуществляющих радиационный контроль.

Заместитель начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля Елена Силосенко проинформировала участников заседания о применении запретов и ограничений неэкономического характера в отношении российских и иностранных товаров, помещаемых под таможенный режим перемещения припасов и режим временного вывоза.

Она подчеркнула, что в соответствии с приказом ФТС России № 378 от 4 марта 2009 года «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу РФ рыбопромысловыми судами», а также письмом Дальневосточного таможенного управления от 13.04.2009 года, представление для целей таможенного оформления документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в отношении данной категории товаров, не требуется. Особо важный момент – перемещение упомянутых товаров не должно быть связано с осуществлением сделок в области внешней торговли.

Доклад Ларисы Воробьевой, и.о.начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля, был посвящен итогам деятельности таможенных брокеров и использованию электронного декларирования в 1 квартале 2009 года.

С января 2009 года в регионе деятельности Владивостокской таможни брокерскую деятельность осуществляли 37 организаций, включённых в Реестр таможенных брокеров, которыми оформлено 1062 грузовых таможенных декларации, что в 4 раза меньше 4 кв.2008 года. Это обусловлено как общим экономическим спадом, влиянием мирового финансового кризиса и неблагоприятной конъюнктуры зарубежных рынков, так и низкой активностью таможенных брокеров, осуществляющих свою деятельность в зоне ответственности Владивостокской таможни.

И.о.начальника ОТП и ТК подчеркнула, что к сожалению, до сих пор участниками ВЭД практикуется использование услуг так называемых «серых» брокеров, выполняющих эту работу за более низкую цену.

Между тем «серые» брокеры не только нарушают российское законодательство, но и не несут никакой ответственности за достоверность декларирования, а, значит, в случае выявленных нарушений, штрафные санкции придется выплачивать самому заказчику.

Докладчик подробно рассказала о негативных последствиях неофициальной деятельности брокеров, а также административной ответственности, предусмотренной за эти деяния, и мерах, предпринимаемых таможней по борьбе с «серым» брокерством. Проблема «серого» брокерства, подчеркнула Лариса Воробьева, может потерять свою остроту в связи с принятием Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, в рамках которой деятельность нынешних таможенных брокеров серьезно трансформируется.

Как отметила выступающая, в условиях сложной экономической обстановки участники внешнеэкономической деятельности заинтересованы в минимизации своих накладных расходов, а таможня - в оптимизации процессов таможенного администрирования внешнеторговых грузов, поэтому практика применения электронного декларирования требует дальнейшего расширения и более эффективного применения.

В 1 квартале 2009 года количество оформленных электронных деклараций на постах Владивостокской таможни меньше прошлогоднего. Это связано с тем, что ранее электронное декларирование было ориентировано на ввоз импортных автомобилей. Теперь таможенные брокеры осваивают новую номенклатуру для электронного сообщения с таможней, в частности подано 5 деклараций на рыбопродукцию.

Практика показывает, далеко не все участники ВЭД в регионе деятельности таможни осознают важность применения прогрессивных форм таможенного оформления и контроля, при этом практически каждый заинтересован в скорейшей таможенной очистке внешнеторговых грузов, но не готов предпринять дорогостоящие технические и организационные шаги: выделенные каналы связи, межсетевые экраны и так далее.

Значительной части дорогостоящих мероприятий не требуется при внедрении так называемого «электронного декларирования-2», то есть при передаче электронного пакета документов в таможенный орган по сети Интернет. От лица, использующего эту систему, требуются только мероприятия по сертификации и аттестации программных средств, средств защиты информации и электронно-вычислительной техники. Да еще необходимо провести ряд мероприятий в таможенных органах.

В настоящее время в ДВТУ уже протестированы программные продукты, к концу 2009 года планируется внедрение в практику этого типа электронного декларирования товаров, что позволит в значительной степени оптимизировать деятельность малого и среднего бизнеса.

Начальник Первомайского таможенного поста Олег Косик сообщил присутствующим, что в настоящее время 10 сотрудников поста получили электронную цифровую подпись и могут заниматься приемкой и оформлением электронных деклараций.

«Ложку дегтя в бочку меда» в обсуждение этого вопроса добавил представитель таможенного брокера Сергей Могилевский, который выразил озабоченность, что при электронном декларировании часть документов отправляется в формализованном виде, другая часть - в сканированном. Однако возможности канала передачи ограничены 5-9 мегабайтами, что затрудняет работу. К тому же, несмотря на то, что передача электронных деклараций через Интернет, как планируется Федеральной таможенной службой, снимает многие технические проблемы и снижает материальные затраты, придется отправлять все документы в формализованном виде, а это удлиняет подготовительный процесс.

В заключение заседания начальник Владивостокской таможни Дмитрий Шмарлин подвел итоги совета, отметив, что таможня всегда открыта для обсуждения накопившихся вопросов и предложений.

VCH.RU; 30.04.09