22.05.13

Таможня и порты Приморья проводят совместный эксперимент

Дальневосточные территории продолжают привлекать к себе внимание правительства. В рамках концепции по развитию транспортно-логистического комплекса, призванной повысить конкурентоспособность российских транзитных коридоров, на терминале Восточной стивидорной компании (ВСК, работает на территории порта Восточный) проводится эксперимент. Его целью является ускорение процедуры прохождения грузов через границу.

Инициатором эксперимента выступил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь ШУВАЛОВ, который в конце прошлого года, при обсуждении в Благовещенске вопроса о внедрении дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», поставил перед Федеральной таможенной службой России задачу по сокращению сроков нахождения товаров в морских портах.

Необходимость этого шага назрела давно. В конкурентной борьбе за транзитные грузопотоки между Европой и Азией Россия проигрывает во многом из-за традиционной волокиты, присущей ее государственным структурам. Перевалка товаров в наших портах занимает неоправданно много времени, и по этой причине международный бизнес предпочитает пользоваться альтернативными маршрутами. Правительство РФ надеется, что оптимизация порядка совершения таможенных операций при международной перевозке товаров морским транспортом с применением перспективных таможенных технологий позволит привлечь внимание перевозчиков и к российским транспортным коридорам.

Для решения поставленной Шуваловым задачи в Дальневосточном таможенном управлении была создана рабочая группа, в которую вошли должностные лица ДВТУ, Находкинской и Владивостокской таможен. Эту группу изначально сделали открытой, чтобы в процессе работы к ней могли подключаться другие заинтересованные лица - перевозчики, экспедиторы, декларанты и т.д. В январе заместитель руководителя ФТС России Руслан ДАВЫДОВ провел на таможенном посту Морской порт Восточный выездное совещание, где были рассмотрены предложения ДВТУ, направленные на оптимизацию сроков нахождения контейнеров с товарами в морском порту. Именно порт Восточный стал первой площадкой, на которой сейчас обкатываются новые решения.

Чтобы выявить слабые места в технологическом процессе обработки товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза через морской порт Восточный, и обеспечить объективную оценку результатов предпринимаемых мер, с декабря прошлого года таможня стала проводить ежемесячный мониторинг таможенных операций. Анализ показал, что в начале эксперимента среднее время нахождения контейнеров с товарами в порту составило 14 дней. При этом значительное время приходится на период до подачи таможенной декларации, а также на период после принятия решения таможенным органом о помещении товаров под избранную таможенную процедуру. То есть из указанных 14 дней на таможенные органы приходится наименьший период времени.

В ДВТУ посчитали, что достичь существенного сокращения сроков нахождения товаров и транспортных средств в порту исключительно за счет сокращения сроков фактического осуществления таможенных операций невозможно. И решили рассмотреть вопрос комплексно, с привлечением всех участников логистического процесса. К эксперименту в порту Восточный подключились ОАО «Российские железные дороги», ООО «Восточная стивидорная компания», а также Роспотребнадзор и Россельхознадзор.

Как сообщил «ЗР» генеральный директор ООО «ВСК» Валерий МЕСТУЛОВ, между РЖД и ВСК прорабатывается вопрос взаимодействия в части оформления железнодорожной накладной в электронном виде с использованием системы «ЭТРАН», что должно сократить время пребывания товаров в порту.

К электронной форме документооборота стремится перейти и таможня. В Восточном порту сегодня предпринят ряд мер, направленных на сокращение периода времени до подачи таможенной декларации. По словам начальника службы организации таможенного контроля ДВТУ Владимира ТЕРЕМЕЦКОГО, сокращению сроков оформления поможет применение технологии предварительного информирования, сокращение проставляемых штампов, упрощение технологических операций временного хранения и расширение практики документального контроля судов.

«Уже в марте 2013 года мы отметили сокращение общего времени нахождения контейнеров с товарами в порту с 14 дней до 11 дней. Прохождение транзитных грузов ускорилось с 11 до 7,5 дней, - отметил Владимир Термецкий. - Результатом проводимой работы по популяризации предварительного декларирования стало увеличение количества подаваемых деклараций в 4,5 раза. Технологией документального контроля охвачено 22% морских судов, осуществлявших ввоз товаров в контейнерах. Среднее время совершения таможенных операций прибытия составило 96 минут фактического контроля на борту судна и 35 минут документального контроля».

Участники эксперимента по ходу его действия разрабатывают регламент, который должен стать основой для распространения полученного опыта на всю территорию Таможенного союза.

Газета «Золотой Рог», Владивосток.