16.10.08

Таможня и в кризис свое возьмет

Федеральная таможенная служба (ФТС) обвиняет авиакомпании Sky Express, "Красэйр" и UTair в уклонении от уплаты пошлин. Для Sky Express, единственного российского бюджетного авиаперевозчика, вынесенный ФТС штраф 1,2 млрд руб. равен трети выручки и может стать фатальным. Эксперты признают, что букву закона Sky Express нарушила, но призывают государство в сложной ситуации на авиационном и финансовом рынках подходить к проблемам авиаторов менее формально.

ФТС выявила нарушения в деятельности ЗАО "Скай Экспресс", ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии"" и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"". Нарушения Sky Express и "Красэйра" аналогичны: по данным ФТС, взятые ими в лизинг самолеты Boeing 737 (Sky Express) и 767 ("Красэйр") на время ремонта помещались под режим переработки на таможенной территории, предусматривающий освобождение от таможенных платежей. Но после окончания ремонта самолеты использовались в коммерческих целях без изменения режима, и пошлины не платились. По результатам проверки ФТС возбудила уголовные дела по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в особо крупных размерах и административных правонарушений, предусматривающие штрафы в размере около 1,2 млрд руб. для Sky Express и 638 млн руб. для "Красэйра".

UTair обвиняют во ввозе грузового самолета Ан-74-200 по подложным документам, за счет чего компания занизила стоимость самолета на $2 млн. По этому факту также возбуждено уголовное и административное дело, а на Ан-74 наложен арест.

В ответном заявлении Sky Express говорится, что основания для привлечения к административной ответственности "полностью отсутствуют". В компании утверждают, что, несмотря на временное оформление режима переработки, пошлины она платила в прежнем размере. Компания подчеркивает, что Таможенный кодекс использование судна, находящегося в режиме переработки, не запрещает. Закрывать режим сразу после ремонта компания не могла, так как основание для его закрытия — подтверждение вывоза неисправных деталей, что требует "определенного времени". Штраф в 1,2 млрд руб. в Sky Express называют неоправданным: это в полтора раза больше стоимости ввезенных самолетов. Решение ФТС уже оспорено в суде.

Sky Express — первый в России lowcost-перевозчик, в парке девять Boeing 737. Владельцем 25% акций компании считаются структуры гендиректора "Красэйра" Бориса Абрамовича, еще 20% принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития, остальное — фондам Altimo Partners и Sloane & Robinson и ряду физических лиц-нерезидентов.

В UTair на претензии реагируют более осторожно. "Таможенные процедуры сложны и порой противоречивы, я не исключаю, что исполнители могли допустить неточности или ошибки, которые могут стать основанием для административного взыскания",— говорит гендиректор компании Андрей Мартиросов. В "Красэйре" от комментариев отказались.

Партнер Baker & Mckenzie Александр Бычков считает, что в делах Sky Express и "Красэйра" ФТС формально права. "Платила компания пошлины или нет, имеет значение только при определении размера штрафа. Самого нарушения порядка использования режима это не отменяет",— поясняет юрист. Даже если компания не уклонялась от пошлин, а режим не могла вовремя закрыть из-за бюрократических сложностей, это может быть только поводом для снисхождения, говорит господин Бычков. А размер штрафа комментировать сложно, не зная деталей дела, которых служба не раскрывает, говорит он.

Объем штрафных санкций к UTair не раскрывается, а для "Красэйра", который после развала альянса AiRUnion (его долги достигают $1 млрд) фактически не существует, лишние 638 млн руб. претензий не сыграют решающей роли. Зато для Sky Express штраф в 1,2 млрд руб. в условиях кризиса может стать фатальным. Сумма штрафа сопоставима с выручкой компании за 2007 год — 1,4 млрд руб. (около $55 млн). Прогноз на этот год составляет около $150 млн. При этом пока компания работает в минус. Чистый убыток Sky Express по РСБУ в прошлом году составил 757 млн руб. По словам пресс-секретаря компании Виталия Коренюгина, бизнес-план Sky Express предполагал выход на безубыточность по итогам года, но в связи с ростом цен на топливо был пересмотрен.

Насколько критичной будет для компании штраф, в Sky Express не комментируют. "Попробуйте одномоментно лишить любую компанию трети выручки, что с ней будет?" — задает риторический вопрос источник, близкий к акционерам Sky Express. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак уверен, что Sky Express не переживет такого крупного взыскания. "Авиабизнес основан на взаимозачетах и товарном кредите, и уже завтра претензии ФТС могут отпугнуть от компании контрагентов",— говорит господин Рыбак. По его мнению, в условиях кризиса государству следует отказаться от формального подхода к таким нарушениям, учитывая, что почти все пошлины на ввоз воздушных судов и комплектующих в ближайшее время будут отменены.

Газета «Коммерсантъ»; 16.10.08