04.03.08

Таможня и ВЭДовцы: поспорим!

27 февраля на прошедшей в Санкт-Петербурге конференции «Таможенное законодательство в России – основные изменения и насущные вопросы его применения» среди прочих вопросов обсуждалась тема обжалования решений таможенных органов и судебная практика. Анна Костыра, руководитель практики разрешения споров компании «Эрнст энд Янг» отметила, что участники ВЭД довольно часто обжалуют в суде решения таможенных органов, также она назвала наиболее популярные виды заявлений, среди которых заявление об оспаривании нормативных и ненормативных актов, решений и действий. Очень часто участники ВЭД находят в них нарушение своих прав.

В последнее время решения таможенников отменяются чаще, главным образом в порядке ведомственного контроля (вышестоящий таможенный орган дезавуирует решение нижестоящего). Однако, говорит А. Костыра, «в деятельности таможни наблюдается тенденция подмены ведомственного контроля – таможенным, что по сути является незаконным, такие решения невозможно обжаловать в суде, так как они приняты в отношении нижестоящего органа, а не участника ВЭД».

Судья Федерального арбитражного суда СЗО Игорь Подвальный отметил ряд проблем, с которыми сталкиваются участники ВЭД при взаимодействии с таможенными органами. Одной из них является корректировка таможенной стоимости (КТС) – когда грузовладелец приступает к декларированию товара, он обязан заявить о его стоимости, а позиция таможенников связана с оценкой этой стоимости и, как правило, несогласием. «Несмотря на то что в таможенном законодательстве все четко прописано, вопросов очень много, это связано с многообразием и неоднородностью сделок, совершаемых участниками ВЭД», – сказал главный государственный инспектор отдела контроля таможенной стоимости ГУФТД и ТР ФТС Егор Смитиенко.

«Ведь как часто бывает – желая ускорить процесс прохождения товара через таможню и скорее получить его «на руки», участник ВЭД соглашается со всеми условиями, предъявляемыми на таможне, а затем оспаривает их в суде», – отметил И. Подвальный.

Что касается таможенной стоимости, если таможенный орган не согласен с ней, он должен доказать что информация, указанная в декларации, недостоверна, а это очень часто бывает невозможно. «На практике 98% дел решается в пользу участника ВЭД, – сказал И. Подвальный, – да и статья 323 Таможенного кодекса говорит, что декларант вправе отстаивать свою позицию». Он объяснил такую статистику тем, что сотрудники таможни в своей работе опираются непосредственно на ведомственные приказы. Причем зачастую трактуют их по-своему. В результате принимаются решения, подчас противоречащие закону. Ну а в суде на первое место ставят не ведомственные документы, а закон. Поэтому появилось достаточно прецедентов, когда участники ВЭД оспаривают присвоенную таможней классификацию товара, в соответствии с которой взимаются пошлины. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что деятельность российской таможни имеет фискальный характер. Она должна выполнять план платежей в бюджет. А всякий план формируется от достигнутого результата – такая система порождает желание любой ценой собрать как можно больше средств.

В последнее время для создания условий равного налогообложения ФТС начала работу по сбору достоверной информации (получение прайс-листов известных марок) на товары, экспортируемые в Россию, – это в первую очередь бытовая техника и электроника, так как это довольно налогоемкий товар. «ФТС получила согласие большинства фирм о ценах заводов-производителей», – проинформировал Е. Смитиенко. Однако эти сведения не будут выходить за пределы ФТС. Чем это парадоксально? Имея на руках сведения о реальной цене товара и оспаривая в суде таможенную стоимость, заявленную в декларации грузовладельцем, ФТС не сможет оперировать теми данными, которыми она располагает, так как связана обязательствами о неразглашении.

К тому же, как отметил И. Подвальный, «даже при использовании ценовой информации, фактор идентичности и однородности товара часто не доказуем со стороны таможенных органов – не виден объем партии и бренд, который подчас трудно оценить». Он также сказал, что с 2006 года ситуация со спорами относительно таможенной стоимости товаров все же изменилась: наблюдается тенденция снижения рассмотрения подобных дел в суде – со стороны таможни срабатывает принцип разумной достаточности. Однако говорить о конструктивном диалоге между таможней и грузовладельцами пока рановато: одни не всегда в точности выполняют предъявляемые им требования, другие подходят к вопросу сугубо формально, что в равной степени препятствует успешному взаимодействию.

РЖД-Партнер; 03.03.08