19.05.05

Таможня и взятки

"За провоз древесины у меня вымогали деньги", -утверждает житель Советска

О том, что границы у нас дырявые, известно всем. Происходящее на наших таможенных постах уже давно стало притчей во языцех. За взятку иной инспектор может закрыть глаза на что угодно. Краденые иномарки, янтарь-сырец, наркотики... Все это просачивается через российскую границу. В качестве вознаграждения "за невнимательность" нечистый на руку таможенник может получить огромные деньги - их хватит на то, чтобы обеспечить себя до конца дней. Однако не все согласны платить мзду. Многие предприниматели хотят работать по закону, легально, без криминальных схем. И тогда почувствовавший запах баксов наследник Верещагина включает все имеющиеся у него административные рычаги, чтобы вынудить бизнесмена идти по "взяткоемкому" пути...

- Я занимаюсь заготовкой и экспортом древесины уже более 9 лет. Стараюсь выполнять все требования, которые предъявляет таможенная инспекция, - рассказывает предприниматель Александр Булана, директор ОАО "Советскагропромснаб". - Однако в последнее время у меня возникли проблемы при пересечении границы. Примерно с начала марта 2005 года сотрудники Неманской таможни препятствуют нормальной работе моего предприятия, предвзято относятся к оформлению грузовых таможенных деклараций (ГТД). Неоднократно назначались повторные экспертизы одного и того же товара, аннулировались ГТД - при этом грубо нарушались Госстандарты России... В результате процесс оформления груза необоснованно затягивается.

Причем такие действия проводятся только в отношении моего предприятия. Мы уже потерпели убытков почти на 200 тысяч рублей. Очевидно, что на самом деле у меня вымогают деньги.

Начальник и короед

- 18 марта я представил 7 машин с древесиной. На Неманской таможне провели досмотр фур с лесом... и задержали. После чего мне заявили, что кубическая масса древесины больше массы, заявленной в ГТД.

Я предъявил, к примеру, 18 кубов, а таможня намерила 20 кубов. Объясняю, откуда разница. Дело в том, что в таможенной декларации я указываю величину плотного объема древесины - то есть дерево без учета коры. А эксперты теперь стали проводить замеры с ее учетом. Осенью прошлого года Северо-Западным таможенным управлением были изданы новые методические рекомендации, согласно которым нам предлагается декларировать вместе с плотным объемом еще и древесную кору. Считаю это вопиющим нарушением государственных стандартов.

Согласно п. 4.3.2 ГОСТ 2292-88 "Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка", объем древесины определяется путем замера диаметра бревна в тонком торце без коры, затем по специальной таблице определяется ее объем... Когда мои машины задержали и составили протокол о нарушении таможенных правил, я сказал таможенникам: "Хорошо, я сниму кору!" Они ответили: "Нет, так не пойдет. Дай нам бревно". Так со всех машин набрали древесины на 2 тысячи долларов. Даже специально отпилили 0,3 куба!

- Почему вас не устраивают новые правила?

- Ни один покупатель не будет платить деньги за кору! Это ясно, как Божий день. И раньше никому в голову не приходило требовать оформления КОРЫ. Однако сейчас таможня придумала эти методические рекомендации. Хотя на самом деле - по закону! -предприниматели должны опираться не на рекомендации, а на стандарты России. Иначе завтра придет другой начальник и заявит: "А почему не задекларированы для перевозки через границу еще и жучки-короеды?! Личинки-то наши, родные... Их тоже надо учесть!" Абсурд!

"Гони бабки!"

- В общем, "излишки" у меня изъяли, а в отношении моей жены, Татьяны Булана, которая осуществляет внешнеторговые операции по поставке лесоматериалов в Польшу и Литву, возбудили дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Однако до сих пор по этому делу не принято никаких конкретных решений.

Сейчас 19 кубометров дуба и ясеня лежат на складе временного хранения Советского ЦБЗ. Причем древесина хранится на открытой площадке, подвергаясь воздействию солнечных лучей, ветра, дождя, что приводит к ухудшению качества пиломатериалов.

- Как выходят из положения другие предприниматели?

- Некоторые начали снимать с бревен кору. Хотя этого делать нельзя. Кора - естественная защита дерева от непогоды, от вредителей. Если дерево ее лишить, то древесина сразу начинает портиться, она растрескивается, теряет качество. Это все равно что человека пустить голым под дождь, снег и т.д.

Поэтому, чтобы не гробить товар, предприниматели дают взятки. Мне знающие люди передали, что все мои проблемы можно уладить за 200-300 долларов с машины. И вези древесину хоть с корой, хоть без коры... - не важно.

Еще мне стало известно, что Игорь Владимирович Сурков, начальник отдела таможенного оформления, якобы заявил: "На Булану поступил заказ". - Что значит "поступил заказ"?

- Деньги вымогают! Когда 18 марта взяли первые 7 машин, вероятно, думали, что я пойду на поклон и буду платить. Но я стал писать жалобы во все инстанции. После этого мне уже передают: мол, нужно заплатить не 200-300 долларов, а 50 баксов с машины. Увидели, что я барахтаюсь! Аппетиты сразу поубавились.

"Где мои 50 баксов?"

- Кто именно говорит о деньгах?

- В глаза вам никто не скажет. Мне передали, что заместитель начальника таможни по экономике Олег Николаевич Грачев кричал начальнику таможенной инспекции Любови Альбертовне Чурсовой: "Где мои 50 баксов?"

Откровенно выкручивает руки и начальник отдела тарифного и нетарифного регулирования Альберт Владимирович Красницкий.

Но я на поклон ни к кому идти не собираюсь. В год вывожу 240-260 машин леса. Если им платить по 50 долларов с каждой машины, то получается 14 тысяч долларов в год. Это большие деньги. С какой стати я должен их отдавать взяточникам? Наше предприятие работает на законных основаниях. Мы покупаем у государства лицензию, покупаем на аукционе деляну - участок леса. Платим деньги. Цена одного участка колеблется от 10 тысяч до миллиона рублей.

Задолженности перед бюджетом не имеем. За 2004 год мы заплатили 700 тысяч рублей налогов. На предприятии работают 23 человека - водители, стропольщики, бухгалтеры, декларант, охрана... Зарплату выплачиваем регулярно. Средний уровень заработной платы - 6,5 тысяч рублей.

И еще. При последнем досмотре 27 апреля 2005 года один из сотрудников службы собственной безопасности таможни Андрей Анатольевич Кононенко заявил, что может найти наркотики в трещинах бревен или в других местах перевозимого груза. Я это расцениваю как угрозу. Где гарантия, что завтра мне просто не подкинут чего-нибудь в древесину?

На следующий день после этого случая я написал жалобу начальнику ОВД Советска полковнику милиции В.Е. Васюкову. Офицер-афганец Несмотря на угрозы, предприниматель сдаваться не собирается. Не на того напали! Александр Булана - бывший кадровый офицер, ветеран войны в Афганистане. В 1986 году он окончил Тюменское военное инженерно-командное училище. Во время войны в Афганистане командовал взводом. Имеет боевые награды - два ордена Красной Звезды, три медали, почетный знак за разминирование объекта, грамоты за успешное выполнение интернационального долга... После наезда и откровенного вымогательства, он направил заявления начальнику Неманской таможни ВТ. Федорову, в прокуратуру Советска, в советский городской суд Калининградской области.

...Недавно в Польше было введено антикоррупционное правило. Отныне, если в суде будет доказана необоснованность требовании к предпринимателю, то материальная ответственность за понесенные им убытки ложится на того инспектора таможни, который предъявляет эти требования. В результате число взяток на польской таможне уменьшилось на 80 процентов.

У нас в подобной ситуации убытки возмещает государство. У сотрудников таможни полная свобода действий. Почему бы не устроить прессинг предпринимателю? Измотать бедолагу простоями, затаскать по судам. Докажет, не докажет - еще вопрос.

В настоящее время таможенные службы Калининградской области взимают с различных фирм и частных предпринимателей платежи на миллиарды рублей. Средства поступают в доход российского государства. Однако, по неофициальным данным, на границе крутятся о два раза больше денег, значительная часть которых оседает в карманах таможенных начальников всех рангов и инспекторов.

Калининградские Новые колеса 19.05.05