05.09.08

Таможня меняет прописку

Таможенники готовы переехать на границу

Проект концепции перемещения таможенного оформления в пограничные регионы, разработанный Федеральной таможенной службой (есть в распоряжении «Газеты»), предусматривает радикальные изменения. Сейчас на внутренних таможнях оформляется 90% импорта и весь экспорт, вдали от границы расположено и большинство складов временного хранения. Федеральная таможенная служба (ФТС) планирует построить транспортно-логистическую инфраструктуру там, где ее не было.

«В начале 1990-х, когда таможня сместилась с границ в центр, в этом была логика. Новая граница была плохо обустроена, в ней были дыры. Поэтому появились многочисленные пункты внутри страны», - объясняет сложившуюся ситуацию первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Драганов, бывший председатель ГТК. По мнению разработчиков концепции, оформление товаров прямо на границе позволит снизить транспортную нагрузку на крупные города, даст импульс развитию регионов и улучшит контроль за импортом - товар будет проходить таможенную очистку прямо на границе.

С 2008 по 2010 год планируется подготовить нормативно-правовую базу перевода таможенного оформления на границу. В 2011-2020 годах предусматривается перевод таможенного оформления на границу. Межведомственный план реализации должен быть готов до 25 сентября.

Идею перемещения таможенного оформления к границам поддерживает Валерий Драганов: это увеличит скорость прохождения товаров. Некоторые представители бизнеса также идею поддерживают. «Как участники рынка и как члены РАТЭК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. - «Газета»), мы выступали с этой инициативой еще пять лет назад. Решение позитивное, но многое зависит от того, как будут прописаны процедуры и модель работы», - заявила корреспонденту «Газеты» директор по связям с общественностью сети «Техносила» Надежда Сенюк. Больше плюсов, чем минусов в концепции находят и в другой сети электроники - компании «Эльдорадо».

Первым регионом, откуда планируется перевести таможенные пункты на границу, станет Московский регион. Однако реализация плана вызывает у экспертов сомнения. Во-первых, в Москве сейчас работает четыре таможни, они включают более 50 таможенных постов. Не считая Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской таможен.

Переместить в короткий срок таможенное оформление товаров, которые приходят в Москву, на границу не представляется возможным. Во-первых, по данным РАТЭК, в Московском регионе таможенное оформление проходит больше половины всей ввозимой в страну бытовой техники и электроники. Что касается мелкой цифровой техники, то и все 95%. По остальным импортируемым товарам доля Москвы меньше, но доходит до 40%. При этом руководитель ФТС Андрей Бельянинов не раз заявлял, что таможенная нагрузка, в частности, на северо-западном направлении, сегодня в два-три раза превышает пропускную способность. Причина - отсутствие инфраструктуры. А обустроить инфраструктуру за столь короткий срок невозможно.

Во-вторых, в проекте концепции пока не прописан механизм реорганизации таможенных органов. Из документа следует, что необходимо издать правовые акты о перераспределении штатной численности, ликвидации и создании новых таможенных органов и их подразделений. В ФТС корреспонденту «Газеты» затруднились сказать, что будет происходить с таможенными постами внутри страны. Как сообщил источник «Газеты» в ведомстве, переход будет постепенным: одни пункты будут укрупняться, другие - ликвидироваться.

Не обойтись и без решения кадрового вопроса. «Чтобы оформлять товар на границе, необходимо достаточное количество декларантов (брокеров). А, например, на границе с Белоруссией таможенный пункт находится около небольшого поселка. Специалистам там взяться неоткуда», - уверен ведущий специалист по ВЭД компании CTM Валерий Глыздов. В ФТС эту проблему признают. В концепции предусматривается развитие социальной сферы в приграничных субъектах. Однако, если учесть, что из более 70 тысяч сотрудников таможни больше половины работают не на границе, их придется либо увольнять и набирать новые кадры, либо перемещать ближе к границе.

По мнению экспертов, чтобы план сработал, необходимо решить несколько серьезных задач. «Во-первых, инфраструктура на границе не должна исчерпываться постами. Это должна быть развитая сеть складов, центров логистики и тому подобное. Во-вторых, необходимо наладить информационное взаимодействие с зарубежными странами, а также решить проблему с подготовкой кадров, которые будут управлять рисками, а не заниматься только контролем», - считает Валерий Драганов. По его мнению, это возможно при вложении десятков миллиардов рублей. Сколько будет выделено из бюджета на финансирование концепции, в ФТС пока не говорят.

«С 1991 года обустраивались таможни внутри страны и до сих пор до конца не обустроились. А теперь за 12 лет необходимо все перевести обратно к границе», - возмущается юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Елена Белозерова. По ее мнению, бизнес в центральной России уже наладил логистику, да и таможенное оформление происходит там же, где продается товар.

Является ли установка Федеральной таможенной службы России на приближение таможенных постов к границам сигналом чистки рядов?

Валерий Драганов / депутат Госдумы (фракция «Единая Россия»), бывший председатель Государственного таможенного комитета России:

- Нет, не является. Потому что это будет способствовать повышению качества кадрового состава, и особенно оперативного офицерского состава, что произойдет благодаря правильному решению на смещение центра оформления и контроля на границу. Кроме того, могу привести еще несколько важных плюсов, которые может дать реформа. Мы создадим отвечающую современным требованиям инфраструктуру, соответствующую стране, экономике и амбициям России на равноправие на мировом рынке, - это первое. Во-вторых, логистические, транспортные, таможенные, компьютерные технологии должны быть сопряжены. И это будет говорить о высоком технологическом уровне данной сферы экономики. Наконец, в-третьих, много выиграет бизнес, поскольку сегодняшние издержки по таможенному оформлению и другим околотаможенным процедурам выходят за все рамки не только разумного, но и общепринятого в мировой практике. Бизнес уже на границе снимет с себя бремя длительного оформления и непредсказуемых рисков, когда еще не очищенный товар идет по территории России. А товар, таким образом, с границы попадет в ту точку конъюнктуры, где его можно быстро и выгодно продать. При этом не придется плестись на таможню для оформления и терять драгоценные секунды, деньги и нервы.

Кирилл Кабанов / председатель Национального антикоррупционного комитета:

- Говорить о какой-то чистке в таможенных органах сейчас не приходится. Ведь для этого нет посыла, поскольку контроль в таможенной системе в большей степени принадлежит определенной коррумпированной бюрократии. Нужно привести в порядок все и в целом, для чего необходимо решить вопрос с НДС (нужен, не нужен и сколько раз платится), проблему электронного доступа в режиме реального времени к состоянию товара - например, чтобы при перевозке телевизоров в Германию можно было в любой момент посмотреть, где они находятся и что это точно телевизоры, а не зеленый горошек или запчасти и так далее. Причем ситуация уже несколько раз уходила в положительную сторону, но затем возвращалась. В частности, помог эксперимент по унифицированным ставкам тарифа, когда серый импорт и контрабанда стали уменьшаться. Однако сейчас вновь появились так называемые «подкрышные» склады и нарушился процесс реальной конкуренции. К сожалению, пока будет идти кормление за счет таможни, какими бы хорошими кадры ни были, они ничего не изменят.

Сергей Глазьев / научный руководитель Национального института развития, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук:

- Начнем с того, что это будет серьезное изменение, которое потребует колоссальных усилий по созданию новой инфраструктуры. Поэтому вне зависимости от того, какие мотивы движут решением, существует большой риск, что на время образуется ступор в оформлении внешнеторговых грузов. Ведь в свое время, когда мы разворачивали систему внутренних таможен, главным обоснованием как раз было то, что таможенная граница не обустроена, а потому если мы начнем оформлять грузы исключительно на границе, то парализуем внешнюю торговлю. Но если таможенная служба сейчас настолько окрепла, что в состоянии все процедуры проводить на границе, это окажется позитивным шагом, поскольку возникало очень много проблем из-за того, что через Россию шли грузы без таможенного оформления. С этим связана не только банальная контрабанда, но и сложности с отслеживанием реимпорта и так далее. Хотя хотелось бы еще отметить и то, что мы сейчас находимся на пороге создания таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Поэтому обустраивать эти границы - пустая трата денег и сил. Если же таможенный комитет имеет в виду обустройство таможенной границы по периметру таможенного союза, то это, наверное, правильно.

Gzt.Ru; 05.09.08