11.10.05

Таможня не дает добро на продажи японских автомобилей на челябинском рынке

потребительский рынок

Новации дальневосточных таможенников могут обрушить челябинский рынок подержанных иномарок

Вчера в Челябинске пять компаний, занимающихся продажей аукционных праворуких японских автомобилей, заявили о приостановке работы. Это связано с тем, что Дальневосточное таможенное управление начало разработку так называемого мини-каталога, по которому сейчас будут оцениваться японские автомобили. Участники рынка ожидают, что цены на подержанные иномарки возрастут на $1-2 тыс. В ожидании скачка цен импортеры автомобилей из Японии прекратили поставки, а трейдеры также были вынуждены свернуть торговлю.

Как уже писал Ъ (см. 190 от 08.10.2005), Дальневосточное таможенное управление до конца октября введет новую сетку оценочной стоимости автомобилей (мини-каталога. Ъ ). Ранее таможенники использовали в работе так называемые тарифные сетки , в которых приводились средние цены на импортные автомобили с учетом только трех параметров: марки, года выпуска и объема двигателя. Теперь количество параметров заметно возросло: цена машины будет зависеть от марки, модели, модификации, типа двигателя, объема двигателя, марки кузова и года выпуска до 1998 года включительно, а в основу мини-каталога положена информация о стоимости новых автомобилей. По мнению участников рынка, новая система расчета увеличит цену японцев на $1,5-2 тыс. за автомобиль.

Обладатели праворуких автомобилей на эту инициативу отреагировали серией акций протеста, которые прошли на минувшей неделе в Хабаровске, Екатеринбурге и Челябинске. А вчера представители пяти челябинских компаний, которые занимаются продажей аукционных японских автомобилей с правым рулем, заявили о том, что приостановили свою работу.

Ъ На рынке Челябинской области 5 компаний, занимающихся реализацией аукционных автомобилей из Японии: ИПБОЮЛ Бонзай-Авто , ООО Катай Пан , ООО Япония-Авто , ИПБОЮЛ Лидер-Авто , ООО Маленькая Япония . В среднем на челябинский региональный рынок поставляют около 3 тысяч аукционных японских автомобилей в год. Поставляют Toyota, Mitsubishi, Honda, Subaru, Daihatsu, Nissan. Автотрейдеры работают по двум схемам: либо сами участвуют в аукционах, имея право на ведение внешнеэкономической деятельности, либо действуют через японских и российских дилеров, участвующих в аукционах.

Со вчерашнего дня в Челябинске праворукие автомобили не продаются. Приостановка работы связана с письмами, которые руководители автофирм получили от Дальневосточного таможенного управления. В них содержится требование с 5 октября нынешнего года не принимать заявки на автомобили. Подчиняясь письму, челябинские автодилеры заявили о приостановке своей работы и уже подсчитывают убытки. Как рассказал корреспонденту Ъ директор ООО Катай Пан Станислав Твердохлеб, компания из-за действий таможенников уже потеряла порядка $2 тыс: Это произошло из-за того, что информировали нас не в установленном порядке, просто прислали письмо 5 октября, мол пока заявки не принимайте, хотя должны были официально опубликовать это решение об изменениях в сетке оценочной стоимости автомобилей , сообщил господин Твердохлеб, добавив, что если сетка будет изменена, то цены на автомобили вырастут более чем на $2 тыс. и сравняются с ценами на европейские автомобили.

С ним согласны другие участники автомобильного рынка. Как заявил Ъ директор автосалона Банзай-Авто Александр Нуников, снизятся лишь цены на автозапчасти, а цена на автомобили вырастет. Пока наши клиенты, те, кто уже сделал заказы, не высказывали своего неудовольствия, но отказы, наверное, все равно будут. Однако мы надеемся на то, что нам позволят растоможить автомобили по тем ценам, по которым мы приобрели их на аукционах , пояснил он.

Вместе с тем компании пока не производили расчетов общих сумм ущерба, однако директор автосалона Банзай-Авто уточнил, что комиссия компании за один автомобиль составляет $600, таким образом, в день рынок теряет около $5 тыс.

При этом все участники рынка ожидают, что на таможенников подадут в суд компании, закупавшие автомобили на аукционах в Японии. Скажем, если по контракту в Японии такая фирма купила автомобиль за $7тыс., а таможня оценила в $9 тыс. , то они будут добиваться в судебном порядке, чтобы цена соответствовала цене в контракте, иначе тоже понесут убытки , пояснил директор ООО Катай Пан Станислав Твердохлеб.

Коммерсант 11.10.05