25.08.06

Таможня отфильтрует 15%

С осени Россия вводит технический регламент, запрещающий ввоз иномарок, не соответствующих стандарту Евро-2 . Таможенники будут пропускать только те марки машин, которые признаны экологически чистыми и числятся в специальных базах. Если марка ввозимой машины в базе не числится, владельцу придется пройти сертификацию. По оценкам чиновников, на первых этапах таможня завернет 10 15% ввозимых автомобилей.

Принципиальное решение об утверждении экологического стандарта Евро-2 было принято правительством еще в декабре прошлого года. С апреля мая стандарт начал работать с этого времени было выдано 15 тыс. сертификатов, 7 тыс. из которых пришлось на Дальний Восток. Пока действует временный порядок сертификации, согласно которому таможенники ориентируются по специальной таблице.

15% машин не пройдут

С 1 сентября должен быть введен постоянный порядок ввоза автомобилей, однако ведомства пока не укладываются в сроки. Новый порядок есть, и три органа МВД, Федеральная таможенная служба и Минпромэнерго одобрили соответствующий приказ. Приказ подписан руководителями этих ведомств и должен вступить в силу в ближайшее время. Остались формальные процедуры регистрация в Минюсте. Мы надеемся их пройти в течение сентября , заявил в четверг на пресс-конференции глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) Григорий Элькин.

На первых порах таможенники будут заворачивать 10 15% от ввозимых в страну подержанных иномарок. В дальнейшем, по мнению чиновников, эта цифра уменьшится, так как автолюбители будут заранее знать, какую машину пропустят сразу, на какую потребуют сертификат, а на какую его могут не выдать.

Никакого обвала с осени не будет. Это напряженность на пустом месте , заявил господин Элькин, отметив, что акции протеста против нововведения устраивают продавцы и дилеры .

До вступления приказа в силу на территории России продолжит действовать временный порядок ввоза автомобилей, а именно таблица, в которой соответствие экологическим стандартам определяется годом выпуска машины. Указанным в таблице требованиям не соответствуют автомобили, произведенные в ЕС до 1996 года, в США до 1995 года, в Японии до 1997 года, в Канаде до 2000 года, в Индии до 2004 года, в Малайзии до 2002 года, в Китае до 2003 года, в Южной Корее до 2000 года и на Украине до 2005 года.

Эту таблицу должен сменить технический регламент, который предусматривает создание двух баз данных. В первую базу данных войдут модели, марки, модификации автомобилей, которые уже получили одобрение на территории России как соответствующие стандарту Евро-2 .

Такая информация фиксируется с 1996 года и уже составлена на 3,5 тыс. типов машин. Во вторую базу данных вносится информация о ранее выданных на российской территории сертификатах соответствия.

По словам чиновников, базы будут доступны для продавцов автомобилей и рядовых автолюбителей. В частности, на сайте Ростехрегулирования круглосуточно в режиме онлайн каждый потенциальный покупатель автомобиля может узнать, есть ли в базе модель, которую он собирается купить, или ему придется оформлять сертификат. Базы будут обновляться ежемесячно, и чиновники обещают, что их техническая поддержка будет осуществляться на высоком уровне .

Главное отличие базы от таблицы более тщательный подход к ввозимым иномаркам, так как год выпуска не всегда обеспечивает соответствие стандартам Евро-2 , поясняют в Ростехрегулировании.

Меры против упрощения

Таблицы были основаны на внутреннем законодательстве стран-импортеров, где уже были введены экологические нормы. Но во многих странах такие нормы действуют только для реализации автомашин на внутреннем рынке. То есть производитель может экспортировать автомобили, не соответствующие экологическим требованиям, а согласно таблице они будут соответствовать стандарту.

Китайский автопром, например, развивается очень успешно. Но в этой стране много маленьких мастерских, где собираются очень дешевые автомобили для экспорта в слаборазвитые страны. Причем в Китае они запрещены, так как не соответствуют экологическим стандартам. Япония тоже выпускает удешевленные и упрощенные модели своих автомобилей только для экспорта, и существуют прецеденты, что они фигурируют в торговле с Россией , говорит Григорий Элькин.

Если автомобиля нет в базе данных, то владельцу придется получить сертификат соответствия стоимостью от 100 до 200 долларов. Сертификаты выдают не государственные органы, а частные организации, и любое коммерческое предприятие может его получить, если будет соответствовать требованиям по такого рода деятельности. Мы ждем заявок. В настоящее время действуют 42 организации, у одной из них 80 точек по России. Действительно, сейчас средняя цена сертификата в среднем 100 долларов по стране, но цены определяет рынок , отмечает чиновник. По его словам, право на сертификацию не получат продавцы иномарок, так как они заинтересованные стороны .

Раритетные машины, которые, естественно, не соответствуют экологическому стандарту, можно ввозить, но эксплуатация таких транспортных средств без специального разрешения будет запрещена. Решения могут быть приняты в частных случаях, существуют же, например, автопробеги раритетных машин , пояснят господин Элькин.

Григорий Элькин подчеркнул, что действие техрегламента распространяется только на те автомобили, которые вновь ввозятся на территорию России, и не затрагивает автомобили, которые уже находятся в эксплуатации. С 2008 года также постепенно будет осуществлен переход на стандарт Евро-3 .

Газета "Взгляд" vzglyad.ru 25.08.06