28.08.08

Таможня перейдет на постконтроль

В Госдуме РФ состоялось очередное заседание рабочей группы Экспертного совета по таможенно-тарифной политике, посвященное подготовке поправок в Таможенный кодекс РФ.

Эксперты, представляющие общественные организации и бизнес-среду, рассмотрели вопрос создания в рамках таможенного права института уполномоченного грузополучателя.

В качестве источника для выработки предложений о внесении изменений в ТК выбран указ президента Республики Беларусь "О статусе "Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности".

На прежних заседаниях рабочей группы была определена концепция, согласно которой товары, которые поступают к российскому импортеру, получившему статус уполномоченного грузополучателя, будут быстрее проходить через границу, а таможня сконцентрируется на постконтрольных мероприятиях.

"Уполномоченными грузополучателями смогут стать в основном компании, представляющие средний и крупный бизнес. Именно они оказывают наибольшее влияние на работу таможенных органов", - сказал автор нескольких поправок заместитель руководителя департамента нормативно-правовой деятельности Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Жигулин.

Сегодня товар может задерживаться на границе намного дольше положенных 3 дней из-за уточнения декларируемой стоимости. Таким образом грузополучатель несет дополнительные расходы на складах временного хранения и транспортировке товара. В совокупности это значительно увеличивает его стоимость для конечного потребителя, что в глобальном масштабе влечет за собой рост инфляции.

Получение компанией статуса уполномоченного грузополучателя позволит доставлять товары без обеспечения сразу на свой склад и уже на месте производить таможенное оформление. По замыслу авторов поправок, это позволит компаниям повысить скорость и сократить затраты при таможенном оформлении.

Решение о наделении статусом уполномоченного грузополучателя и выдаче ему соответствующего свидетельства будет принимать Федеральная таможенная служба.

Острую дискуссию экспертов вызвали критерии, по которым должны проводить отбор. Среди основных требований - имеющийся не менее года статус лица, в отношении которого применяются упрощенные процедуры таможенного оформления, финансовая устойчивость. Разногласия вызвала норма, определяющая "добросовестность" компаний, в частности, каким должен быть максимально допустимый размер штрафов, уплаченных грузополучателем по КоАП за последние 12 месяцев. В качестве критериев предлагается также использовать опыт внешнеэкономической деятельности и объем основных средств.

РЖД-Партнер; 28.08.08