Таможня планомерно переходит на электронное и интернет-декларирование
Федеральная таможенная служба в конце прошлого года заявила, что на
100% готова принимать декларации по Интернету. А насколько готов к этому
бизнес и почему в вопросе информационных технологий государственные органы
опередили негосударственный сектор? На эти вопросы отвечает советник
руководителя ФТС России Александр Дуров.
Александр Юрьевич, как сейчас обстоят дела с электронным
декларированием?
Действительно, таможенные органы, уполномоченные принимать декларации
в электронном виде, сейчас в полном объеме оснащены необходимыми
техническими и программными средствами для организации электронного
декларирования через Интернет. Количество выпущенных в 2010 году
интернет-деклараций превысило 530 тыс. Таможенные органы в декабре 2010
года ежедневно оформляли свыше 53,5% деклараций в электронном виде, в том
числе около 51,5% - с использованием Интернета (еще в январе 2010 года
интернет-деклараций было всего 2,6%). ФТС России на протяжении многих лет
внедряет инновационные таможенные технологии, это обусловлено
необходимостью наиболее рационального использования ресурсов, потребностью
в создании благоприятных условий для динамичного развития внешнеторговой
деятельности.
Более 30% участников ВЭД уже используют интернет-декларирование.
Почему так мало? Менять стереотипы непросто, плюс бизнес выбирает наименее
затратные пути решения своих задач. Если есть возможность подачи декларации
на бумаге, при этом не тратясь на установку специального программного
обеспечения, закупку оборудования, аттестацию информационной системы по
требованиям безопасности информации, обучение кадров, то многие участники
ВЭД выбирают именно этот путь. Если говорить о налаживании электронного
декларирования через так называемых информационных операторов, тут затраты
безусловно меньше, однако они все равно существуют.
Не буду лукавить, нельзя полностью исключить, что кто-то просто не
хочет отказываться от годами наработанной практики. Электронное
декларирование затрудняет использование многих "серых" схем поставок
товаров, реализуемых в том числе при участии таможенников, делает
таможенные технологии более прозрачными.
Какое программное обеспечение должны использовать участники ВЭД для
получения и обработки деклараций через сеть Интернет?
Рынок программного обеспечения участников ВЭД сформировался не вчера.
На сегодняшний день существует несколько вполне конкурентоспособных
продуктов, аттестованных ГНИВЦ ФТС России в соответствии с установленными
требованиями, однако оценка предложений и выбор остается за самими
участниками ВЭД.
В каких регионах больше и где меньше подают электронные декларации?
Легко ли участнику ВЭД в глубинке освоить эту технологию?
С учетом различных объемов декларирования в разных регионах России,
этот вопрос можно разделить на две части. В абсолютных величинах
традиционно лидируют Центральный регион и Северо-Запад. Что касается доли
электронных деклараций в общем декларационном массиве, то по итогам 2010
года среди прочих заметно выделяется Приволжье. Отчасти это объясняется
наличием там многочисленных экспортно ориентированных предприятий, крупных
производств, остро заинтересованных в ускорении процессов таможенного
оформления. Необходимо отметить и роль таможенных органов региона, самым
активным образом включившихся в реализацию задач по освоению перспективных
таможенных технологий.
Как показывает практика, удаленность фактического месторасположения
декларанта от основных экономических и торговых центров не отражается на
возможностях успешно внедрять и использовать электронное декларирование
через международную ассоциацию сетей Интернет, что делает эту технологию
легко доступной для всех российских регионов.
Какова сейчас доля деклараций, подаваемых в бумажном виде? Чем
объясняется, что еще высока доля ГТД, подаваемых на бумаге?
На бумаге в настоящее время подается чуть меньше половины от всего
объема декларирования в РФ. К концу прошлого года благодаря мерам,
предпринятым ФТС России по интенсивному расширению практики декларирования
товаров в электронном виде, таможенным органам удалось выйти на рубеж в 52%
ГТД, оформленных с применением электронного декларирования.
Проблемы, возникающие при распространении электронных деклараций,
можно разделить на две основные группы. Это технические, связанные с
недостаточной производительностью серверного оборудования, сбоями в работе
каналов связи, несовершенством программных средств, реализующих технологию
электронного представления сведений. И организационные, решение которых
лежит в плоскости совершенствования методологии таможенного контроля и
нормативной правовой базы.
Сейчас приходит понимание необходимости пересмотра принципов
организации электронного декларирования, осознание насущной потребности
решительных шагов в направлении сокращения документооборота при
декларировании.
Одним из препятствий, осложняющих работу в сфере распространения
безбумажных технологий, выступает и так называемый "человеческий фактор".
Порой участнику ВЭД со стороны устаревшего законодательства созданы
условия, когда он теряет всякую заинтересованность в переходе на
электронные технологии оформления.
Серьезным сдерживающим фактом выступают межведомственные проблемы,
которые выходят за рамки компетенции ФТС России и требуют комплексного
решения со стороны заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти. Создание межведомственных информационных систем, обеспечивающих
электронный документооборот на уровне ведомств, в перспективе позволит
отказаться от формирования многочисленных бумажных копий электронных
документов, повысит привлекательность безбумажных технологий.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с внедрением
автоматизированной системы формирования, ведения и использования базы
данных разрешительных документов. Скорейшее завершение этой работы позволит
нам существенно сократить объем внешнего электронного документооборота
между таможенной системой и участниками ВЭД, повысит эффективность такого
взаимодействия.
Известно, что благодаря развитию электронного декларирования стало
возможным внедрение технологии удаленного выпуска товаров. Как сейчас
работает эта технология? Требует ли она какой-либо доработки со стороны ФТС
или проблемы возникают из-за неготовности участников ВЭД?
Технология удаленного выпуска предусматривает раздельное проведение
фактического и документального контроля в различных таможенных органах,
находящихся на значительном удалении друг от друга. Ее интенсивное освоение
с использованием современных технологий совпало с периодом активного
внедрения электронного декларирования. Технология удаленного выпуска
зарекомендовала себя как вполне рабочий инструмент. Она функционирует, что
называется, в штатном режиме, постепенно расширяется круг применяющих ее
таможенных органов, совершенствуется нормативная база. С технической точки
зрения удаленный выпуск реализуется с использованием тех же программных
средств, что и электронное декларирование.
Каким образом защищаются данные, являющиеся коммерческой тайной,
передаваемые по сети Интернет, от перехвата их третьими лицами?
В соответствии с действующим порядком, установленным приказом ФТС
России, обмен информацией осуществляется посредством Автоматизированной
системы внешнего доступа с использованием шифрованных каналов связи.
Передача данных, включающих в себя в том числе коммерческую тайну, надежно
защищена от перехвата средствами криптографической защиты,
сертифицированными ФСБ России, а доступ к данным находится под жестким
контролем. Выбор средств защиты от вирусных атак осуществляется на
конкурсной основе. Разработка собственных средств защиты информации - дело
весьма затратное, поэтому с экономической точки зрения является
нецелесообразным. На рынке информационных технологий предлагаются
многочисленные программные продукты, обладающие высокой степенью
эффективности и полностью отвечающие требованиям ФТС России.
Как защищено хранилище данных электронных деклараций от умышленного
или случайного уничтожения? Что может произойти, если вирус сотрет базу
данных электронных деклараций?
Вероятность тотального уничтожения данных вследствие вирусной атаки
ничтожно мала - у каждого таможенного органа имеется своя база. Для защиты
базы данных используется набор программных и аппаратных средств. Персонал,
отвечающий за информационную безопасность, обладает высоким уровнем
квалификации. Наши специалисты непрерывно ведут мониторинг текущего
состояния защиты от вирусных и других угроз с использованием новейших
средств обеспечения информационной безопасности, специализированного
программного обеспечения.
"Российская газета" : 2011 : 11 мая, выпуск 98 (5474)