17.04.08

Таможня просит импортеров представляться

Правительство намерено ускорить разработку законопроекта о предварительном информировании ФТС о грузах, ввозимых на территорию России, который должен появиться уже в октябре. С 2009 года обязательный порядок предварительного информирования вводится во всех странах ЕС, не исключено, что ФТС успеет ввести его в тот же срок. В России эта процедура должна быть добровольной, считают эксперты. ФТС предлагает сделать ее обязательной только для импортеров.

Как стало известно Ъ, правительственная комиссия по законопроектной деятельности поручила Федеральной таможенной службе (ФТС) подготовить поправки в Таможенный кодекс о введении института предварительного информирования таможенных органов. Смысл системы предварительного информирования состоит в том, что декларанты отправляют таможенникам сведения о товарах еще до их фактического ввоза на территорию страны. Эта процедура упрощает жизнь инспекторам таможни, позволяет осуществлять предварительную проверку условий поставки, а также сокращает время оформления груза и делает процесс более прозрачным. ФТС уже не первый год предлагается введение обязательного предварительного информирования таможни о грузах. Сейчас такой порядок действует как эксперимент, в нем принимают участие только на добровольной основе.

В концепции законопроекта говорится о том, что предварительное информирование будет распространяться прежде всего на импортеров, на владельцев грузов, на перевозчиков и их представителей, а также на таможенников. Тот факт, что перевозчики включены в круг лиц, входящих в число участников предварительного декларирования, объяснятся тем, что они являются участниками процедуры доставки груза, считает советник по вопросам таможенного права DLA Piper Марина Лякишева.

Концепция проекта предусматривает, что для тех, кто ввозит товары и транспортные средства, процедура предварительного информирования станет обязательной. В отношении экспортеров такое обязательство будет действовать лишь в том случае, если к этому вынуждают международные соглашения, предусматривающие информационное взаимодействие между таможенными органами других стран. Законопроект должен быть готов до октября этого года, сообщил Ъ один из участников комиссии.

Сама концепция системы предварительного информирования российских таможенных органов была утверждена ФТС еще в 2006 году, но до сих пор не закреплена в Таможенном кодексе. Сейчас правительство торопится: дело в том, что с 2009 года все страны Евросоюза переходят на процедуру предварительного информирования в обязательном порядке. Россия фактически вынуждена будет быстрыми темпами вводить у себя аналогичный порядок декларирования грузов, например, чтобы не потерять возможность транзита через Финляндию или Германию.

Эксперты скептически оценивают перспективы введения предварительного информирования как обязательной процедуры. Причина в том, что отечественным таможенным органам не хватает технической оснащенности, чтобы, например, проводить идентификацию товара с предварительно переданной информацией. "А как быть, если нет компьютера?" — говорит ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов, поясняющий, что такая ситуация не является нереальной. В СТМ также напоминают, что ранее уже предлагалось ввести институт таможенных брокеров как обязательный, но владелец груза пользуется услугами брокера добровольно, и это не создает таможне больших проблем. Марина Лякишева из DLA Piper также считает, что ввести обязательный порядок предварительной подачи информации "пока невозможно". Но, по ее мнению, новые нормы в Таможенном кодексе нужно обязательно увязать с правом проходить таможенные процедуры в упрощенном порядке, тогда импортерам будут понятны преимущества представления такой информации.

Коммерсантъ; 17.04.08