25.10.07

Таможня реорганизуется

РБК daily; 25.10.07

СЗТУ пытается решить проблему пробок на границе

Назначенный в начале октября начальником Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Михаил Прокофьев вчера впервые встретился с журналистами и рассказал о планах развития СЗТУ. В основном работа будет вестись по трем направлениям: оптимизации структуры таможен, их технической модернизации и постепенному внедрению систем предварительного информирования и электронного декларирования. По мнению г-на Прокофьева, в комплексе эти меры способны вдвое сократить время таможенного осмотра грузовых автомобилей. Однако сами таможенники признают, что для решения проблем очередей из грузовиков на российских границах этих действий недостаточно.

За день до вчерашней пресс-конференции главы СЗТУ руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов сообщил, что из-за постоянного роста грузопотока северо-западное направление является самым проблемным для ФТС. Видимо, поэтому главе Северо-Западного управления вчера пришлось подробно остановиться на проблеме очередей на погранпереходах и рассказать о том, как таможня собирается с ними бороться.

Во-первых, планируется оптимизация структуры СЗТУ. В ее рамках уже реорганизована Балтийская таможня. «Ее прежняя структура себя не оправдала и сдерживала развитие грузооборота морского порта», — сказал Михаил Прокофьев. С 1 ноября Балтийская таможня будет работать в новом территориальном формате «с разумно нарезанными участками границ каждого поста и с достаточным количеством сотрудников».

В стадии реорганизации сейчас находятся и таможни Калининградской области. К началу 2008 года вместо пяти ранее существовавших таможен будет создана одна укрупненная численностью около 1700 человек. Сотрудников, которые высвободятся в результате реорганизации, переведут на Выборгское направление. В частности, все три пункта пропуска на границе с Финляндией — Торфяновка, Брусничное и Светогорск — дополнительно получат от 30 до 40 человек.

Незначительное увеличение пропускной способности (по оценкам Михаила Прокофьева, на 5—10%) произойдет и за счет технической модернизации СЗТУ. Уже в этом году таможенное управление рассчитывает получить пять стационарных легковозводимых инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), которые будут установлены на Торфяновке, Брусничном, а также на Бурачках и Убылинке (граница с Латвией). Еще один ИДК расположится на территории Первого контейнерного терминала Балтийской таможни. Кроме того, до конца года будет получено еще семь мобильных ИДК.

Более серьезное ускорение возможно при внедрении системы предварительного информирования (получение данных с сопредельной стороны о том товаре , который направляется в РФ) и электронного декларирования. Однако ввод этой системы, по словам Михаила Прокофьева, задерживается из-за неготовности Евросоюза. «Представители ЕС заявляют, что готовы внедрить ее лишь к 2009 году», — объясняет начальник СЗТУ. В то же время за счет предварительного информирования таможенники смогли бы в два раза быстрее досматривать грузовые автомобилей. «Таможенники предлагают логистическим компаниям переходить к процедуре предварительного декларирования, — говорит Рубен Тертерян, генеральный директор ООО «Агентство специальных исследований». — Правда, многие контракты у перевозчиков разовые или такие, где раз от разу меняется номенклатура. Таким перевозчикам предварительное декларирование не поможет».

По мнению г-на Тертиряна, наиболее заметным изменением в работе с таможней за последние годы стало уменьшение количества «серых» схем, по которым можно провести растаможку дешевле. «Все более тщательно проверяются контрактные цены и все чаще случаются стопроцентные досмотры. Это, конечно, удлиняет время пребывания грузов на границе, но зато сокращает число мошенничеств», — говорит он.