25.10.10

Таможня "Сколково"

Министерство экономического развития обещает российским предприятиям, занимающимся экспортом высокотехнологичной продукции, существенное упрощение таможенных процедур уже в самое ближайшее время. Участники рынка предстоящие изменения назвали революцией, но не сильно верят в добрую волю чиновников и просят вообще избавить бизнес от необходимости лично контактировать с представителями госструктур, сделав весь документооборот электронным.

Доля инновационной и высокотехнологичной продукции в российском экспорте падает: если, по оценке Минэкономики, в 2008 году она составляла 7,4% внешнеторгового оборота, то в 2009 году этот показатель снизился до 6,9%, а по итогам нынешнего года вряд ли превысит 7%. Закреплению сырьевой зависимости способствуют административные, и прежде всего таможенные барьеры, особенно труднопреодолимые для инновационных товаров высокой степени переработки. Проблема в том, что сейчас большая их часть относится к продукции военного или двойного назначения, за утечкой которой из страны государство следит особенно ревностно.

Понимая, что в специфических условиях современной российской экономики выход высокотехнологичных компаний на внешний рынок является, по существу, единственным стимулом для их инновационного развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и только за рубежом можно найти так необходимые сектору финансовые ресурсы, Минэкономики намерено предложить бизнесу программу снижения административных барьеров на пути их взаимодействия с зарубежными контрагентами. Ее ключевые идеи были обнародованы заместителем директора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности министерства Галиной Мартинкевич на днях на «круглом столе» в Общественной палате.

В частности, Минэкономики предлагает при экспорте высокотехнологичной продукции ограничиться валютным контролем лишь при репатриации экспортной выручки; сократить с пяти до трех количество документов, которые необходимо предъявлять таможенным органам, и при этом активно внедрять электронный документооборот; снизить сроки таможенного оформления до четырех-шести часов; ограничить полномочия Федеральной таможенной службы регистрацией факта вывоза без проверки самой сделки.

Минэкономики предлагает отказаться от контроля таможенных органов за сведениями о стоимости высокотехнологичных товаров (кроме как для целей статистики), а размеры таможенных сборов сделать независимыми от цены экспортируемых товаров. Соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен ведомством. «Мы понимаем, что для успешной модернизации российской экономики и сохранения конкурентоспособности нашего высокотехнологичного экспорта необходимо создавать для таких товаров зеленый коридор, который включал бы в себя и существенное упрощение как таможенного администрирования, так и валютного контроля», -- заявила г-жа Мартинкевич.

Близка к решению такая важная для экспортеров высокотехнологичной продукции проблема, как необходимость оформлять паспорта всех сделок на сумму более 5 тыс. долл. Минэкономики подготовило проект плана мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования высокотехнологичных товаров, где предусмотрено, что Банк России существенно повысит сумму сделки, освобождаемую от оформления для учета валютных операций. Уровень сделки предполагается поднять до 50 тыс. долларов.

По данным руководителя межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты по вопросам модернизации промышленности, вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, в эти пределы будет укладываться более 80% экспортных поставок по высокотехнологичным группам товаров, а их общий стоимостный объем все равно не превысит 0,6% российского экспорта. Кроме того, по словам г-жи Мартинкевич, срок списания средств с транзитного счета экспортеров будет увеличен до 15 дней, а между ФТС и ЦБ будет налажен электронный обмен информацией. «В ближайшее время этот план мероприятий будет внесен в правительство, и сроки их реализации предполагаются до конца 2010 года», -- заверила чиновница.

Представитель Минэкономики напомнила, что существенное упрощение процедуры таможенного администрирования предусмотрено уже вступившим в силу Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). Так, количество документов, представляемых при таможенном оформлении, сократилось с 14 до семи, и введен запрет на требование таможенниками дополнительных документов; сроки выпуска высокотехнологичных товаров сокращены до четырех-шести часов; предприятия малого и среднего бизнеса допущены к применению упрощенных таможенных процедур при ввозе необходимых им для своей деятельности товаров, а также при экспорте высокотехнологичных товаров. Снижен размер финансовых гарантий с обычных для всех 1 млн до 150 тыс. евро. Для таможенного перевозчика сумма обеспечения сейчас составляет не менее 200 тыс. евро (т.е. около 8 млн руб. вместо 20 млн по ТК РФ); удалось увеличить сроки уплаты таможенных пошлин с 15 дней до четырех месяцев, а в отдельных случаях до полугода.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной в своем стремлении помочь высокотехнологичным участникам внешнеэкономической деятельности готово даже делать работу за другие госструктуры. Галина Мартинкевич напомнила, что Минэкономики составило перечни высокотехнологичной и инновационной продукции, хотя соответствующее поручение президент Дмитрий Медведев давал Минпромторгу. Пока этот перечень так и не утвержден.

В рамках готовящегося ко второму чтению в Госдуме закона «О таможенном регулировании в РФ» предполагается сузить ведомственное регулирование, напрямую применять специальные упрощенные процедуры таможенного администрирования, ввести упрощенный порядок международного обмена научными образцами, не взимать обеспечение при уплате таможенных платежей при импорте высокотехнологичного оборудования, исчерпывающе отрегулировать процедуры ведомственного обжалования. Внешнеторговым операторам, осуществляющим производственную деятельность, предоставляется возможность завершения таможенной процедуры транзита у себя на складах без необходимости помещать товары на склады таможенных органов. Сделать это можно и с помощью процедуры предварительного декларирования. В результате еще не ввезенный товар при наличии гарантий предварительно выпускается таможенным органом и при поступлении в страну сразу может направляться в производство. При втором чтении Минэкономики намерено добиться внесения в законопроект положения об обязательном согласовании с ним решений ФТС, которые способны увеличить сроки прохождения таможенных процедур.

Для поддержки российских экспортеров может быть создано Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Подготовлены его концепция и проект правительственного постановления о его создании.

Представители высокотехнологичного бизнеса расценили инициативы Минэкономики как революцию. Однако тут же привели аргументы, которые заставляют сомневаться в ее успехе.

«Оформление лицензии на экспорт авиадвигателей и другой высокотехнологичной продукции в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) занимает четыре-шесть месяцев. Это чрезвычайно бюрократический процесс», -- пожаловался генеральный директор Московского машиностроительного предприятия имени В.В. Чернышева Александр Новиков. К тому же получение лицензии требуется при экспорте как всего изделия целиком, так и для каждой из запасных частей к нему. По нормативам на согласование документов на получение лицензии Минобороны отводится не более пяти дней. На практике это обычно занимает, по словам г-на Новикова, от месяца до полутора. Возмущает его также практика повторного взимания таможенных платежей, достигающих 30% стоимости продукции, при возвращении зарубежному заказчику отремонтированных по гарантии узлов и агрегатов.

Невозможность быстрого реагирования на запросы зарубежных потребителей неизбежно подрывает конкурентоспособность российской высокотехнологической продукции, сделал вывод г-н Гутенев.

Парадоксально, но при экспорте продукции двойного назначения (той, что может использоваться и в гражданской, и в военной сфере) возникает едва ли не больше проблем, чем при вывозе военной техники. «Вся наша продукция попадает в список двойного назначения, -- рассказал генеральный директор основного в стране производителя электронной элементной базы ОАО «Российская электроника» Андрей Зверев. -- Поэтому для продажи за рубеж любых изделий нам необходимо составлять паспорт экспортного облика продукции ВТС. Но его нельзя сделать в том случае, если данный вид продукции не стоит на вооружении в России. А брать на вооружение Минобороны не хочет. И мы теряем реальные контракты в Индии на 20 млн долл., во Вьетнаме -- на 50 млн долл. Политика нашего оборонного ведомства, как у собаки на сене». Г-н Зверев попросил исключить всю компонентную базу из списка продукции ВТС. «Мы занимаем 0,4% мирового рынка. Ну какой вред мы можем нанести интересам нашей страны?» -- задал он риторический вопрос.

Галина Мартинкевич тут же успокоила присутствующих информацией, что Минэкономики и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) подготовили план мероприятий по упрощению процедуры экспортного контроля, в том числе и механизма пересмотра списка контролируемых товаров.

«Еще недавно лицензии на экспорт выдавались на три года, сейчас даются только на год, -- назвал другую проблему, сдерживающую экспорт нашей высокотехнологичной продукции, генеральный директор Государственного научно-производственного предприятия «Базальт» Александр Рыбас. -- Сроки же исполнения контракта обычно составляют два-три года. Заказчик не хочет вести переговоры, зная, что через девять месяцев у нас заканчивается срок лицензии». Он убежден, что срок действия экспортной лицензии должен составлять четыре-шесть лет. Оборонщик также обратил внимание, что недавно вышла новая инструкция, которая повысила уровень секретности при испытаниях военной техники. В результате для того, чтобы показать заказчику испытание изделия на полигоне, теперь необходимо разрешение президента или правительства. Александра Рыбаса также возмущает тот факт, что смена должностного лица в министерстве или ведомстве требует пересогласования всей разрешительной документации.

На неадекватность реальным условиям российского законодательства, регламентирующего работу предприятий в режиме толлинга (переработка давальческого импортного сырья на российских предприятиях с обязательством вывоза продуктов переработки), обратил внимание генеральный директор ФГУП «Германий» Олег Подкопаев. В соответствии с Таможенным кодексом требуется круглосуточное, в выходные и праздники, присутствие контролеров ФТС на перерабатывающем предприятии, что обеспечить физически невозможно. Подстраиваясь под таможенников, «мы удлиняем сроки работы и снижаем производительность», сокрушается г-н Подкопаев.

Другая проблема возникает при покупке продукции за рубежом по более низкой цене, чем по информации таможенников о сложившихся мировых ценах. «Нужно таможне объяснять, предоставляя огромное количество документов и нагружая нашего потребителя, который тоже должен подготовить кипу бумаг со своей стороны. Кому это надо?» -- возмущается Олег Подкопаев.

Глава комитета Общественной палаты по развитию гражданского общества, политолог и, как выяснилось, «президент небольшой компании с объемом реализации в 300 млн руб.» Иосиф Дискин предложил создать легальную систему экспресс-прохождения через таможню, чтобы «за отдельные, но не чрезмерные деньги» можно было за 48 часов оформить выезд, например, на выставку.

Недоверие к чиновникам возникает и из-за утечек от них конфиденциальной информации о высокотехнологичной продукции к конкурентам. «Необходимо продумать механизмы сохранения интеллектуальной собственности при прохождении документации в госорганах», -- посоветовал г-н Дискин.

Часть высокотехнологичного бизнеса вообще боится выходить из тени. Генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков объяснил невостребованность выделенных государством этому сектору на компенсацию процентных ставок по экспортным кредитам 2 млрд руб. тем, что «предприниматели боятся заявлять свою успешность». «Подпишешь хороший контракт -- отберут бизнес», -- поясняет г-н Ермаков, явно имея в виду причастность к этому чиновников.

Тема коррупции подвигла одного из участников, представившегося аспирантом социологического факультета МГУ, задать вопрос, который явно не входил в круг проблем, обсуждавшихся на «круглом столе». «Какова доля отката при заключении контракта по госзаказу?» -- спросил он. И тут же получил ответ из зала: «От 30 до 60%». Галина Мартинкевич, которой был адресован вопрос, не стала подтверждать или опровергать масштаб откатов, сославшись на то, что данная тема не относится к ее компетенции.

Представители бизнеса хотели бы вообще поменьше встречаться с чиновниками. Они требуют создания системы «одного окна», введения электронного лицензирования и полностью автоматизированного, «без участия человека», таможенного контроля. «Главное, чтобы у администратора было как можно меньшее поле деятельности. Если чиновника поставили не пущать, держать, то он будет стараться расширять это «не пущать» до невообразимых пределов», -- возмущается Андрей Зверев. Иосиф Дискин убежден, что для борьбы с отечественными бюрократами «необходимо продавливать усиление функций такого наднационального органа, как комиссия Таможенного союза», на создание которой «руководство страны положило бездну усилий», но никто из выступающих на «круглом столе» даже не вспомнил о его существовании.

Создание аналогичной зарубежным российской системы «одного таможенного окна» было предусмотрено еще в концепции развития таможенных органов 2005 года, напомнила Галина Мартинкевич. Но, по ее мнению, реализация этой идеи будет возможна не ранее 2012 года. К этому времени должен завершиться перенос таможенного контроля на внешние границы страны, и на основе единой интегрированной системы на базе электронного декларирования может быть сформирована общая база данных всех структур, осуществляющих таможенный, санитарный, фитосанитарный и другие виды пограничного контроля. «У нас нет времени. Чтобы сохранить конкурентоспособность нашей таможенной службы хотя бы на уровне белорусской, надо спешить», -- предупредила представитель Минэкономики.

Время новостей; 25.10.10