09.10.08

Таможня спасет инвестиции

Сегодня одним из центральных вопросов экономической повестки дня стоит вопрос привлечения инвестиций в российскую экономику. Прогнозы инвестиционной динамики, по заявлениям представителей МЭР на недавнем сочинском форуме, все еще признаются оптимистичными: в 2008г. рост инвестиций в экономику РФ ожидается не менее 15%. При этом рост промышленного производства в 2008г. в РФ составит более 5%. Cвое мнение высказывает генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго» Татьяна Круглова.

Какие инструменты, по-вашему, будут способствовать такой динамике?

Министерство экономического развития прямо заявляет о том, что стимулирующими инструментами для инвесторов являются налоговые льготы и меры по снижению административных барьеров. Мне хотелось бы, в частности, остановиться на разъяснении таможенных инструментов, способствующих промышленному росту у нас в стране. Главный из них – это льготы, предоставленные государством по уплате ввозных таможенных пошлин и по НДС – именно они способствовали привлечению прямых товарных (то есть промышленных) иностранных инвестиций. А это инвестиции в производственную инфраструктуру - технологическое оборудование, производственные линии, заводы. То есть это прямое «вливание» в нашу экономику высокотехнологического оборудования. И оно выгодно, когда есть льготы, обеспечивающие уменьшение финансового бремени и быструю окупаемость. Условно, мы вложили 100 млн евро. Если это не инвестиционный проект, то на таможне придется заплатить еще минимум 18 млн евро (при 0% ставке таможенной пошлины), что существенно «утяжелит» проект. При получении же таможенных льгот мы экономим эту сумму, что приведет к более быстрой окупаемости оборудования. И дальше будет прибыль.

Экономический эффект в 18 млн евро – это и есть средний размер возможной экономии инвестора. Разница колоссальная. Причем, чем большей является стоимость инвестиционного проекта, тем больше видна эта разница. Вышеозначенная норма, когда была введена, действительно дала масштабный толчок инвестициям.

Но последнее время только ленивый не говорит, что таможенные сложности становятся преградой на пути промышленных инвестиций.

Да, в последнее время у инвесторов возникли некоторые сложности со льготами. Во-первых, стал очень сложным механизм подтверждения льгот, фактически необходимо говорить о том, что процедурно этот механизм стал очень сильно растянут по времени. Раньше инвесторы могли получать льготы до ввоза оборудования путем представления единого пакета документов в ФТС России. Дальше они спокойно ввозили оборудование, отчитывались перед государством и перед таможенными органами - они были уверены, что, если все делают правильно, в соответствии с таможенным законодательством, в будущем эксцессов не возникнет.

Сейчас же до ввоза оборудования получить льготы невозможно. Можно только условно получить льготы на таможне при условии обеспечения уплаты условно начисленных таможенных пошлин, налогов, а после ввоза оборудования, приёмки и постановки на баланс получить заключение ФТС России, подтверждающего обоснованность применения льгот. Для инвесторов это очень тяжело – увеличилось количество проверок, увеличилось количество документов, необходимых для прохождения соответствующих процедур принятия решений как самим таможенным органом оформления, так и ФТС России.

То есть налицо усложнение процедуры?

Да. Эту процедуру теперь необходимо проходить в три этапа – обращение в таможню, последующее направление документов в ФТС России для выдачи соответствующего заключения и снова обращение в таможню. Мало того, что это фактически три самостоятельных, а зачастую и дублирующих друг друга пакета документов, так еще каждый пакет по количеству предоставляемой информации вырос в два раза. Инвестору это тяжело само по себе, к тому же при таком объеме документов возрастает вероятность технических ошибок. Излишне говорить, что любая техническая ошибка приводит к получению отрицательного заключения ФТС России, не подтверждающего обоснованность применения предоставления льгот, либо к решению таможенного органа о невозможности возврата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов после условного выпуска товаров. Фактически инвестор до конца никогда не знает, будет у него соответствующая льгота или нет, у него появляется новый фактор риска.

То есть риск технической ошибки и риск того, что льготы могут не быть предоставлены, возникают уже после того, как инвестор «вложился»?

Да, то есть они условно откроются в момент ввоза оборудования, а после завершения таможенного оформления, в момент монтажа и пуска в эксплуатацию оборудования ему скажут: ничего подобного, плати. Это очень серьезные риски!

Особенно хочу подчеркнуть – в настоящее время таможенный орган производит условный выпуск такого оборудования только при условии обеспечения уплаты условно начисленных таможенных пошлин, налогов. Таким образом, инвестор поставлен в невыгодное положение – необходимо либо получать банковскую гарантию, либо осуществить внесение денежных средств в кассу или на счёт таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог).

Ранее ФТС России до ввоза оборудования проверяла все документы (учредительные, спецификации, классификационные решения, если они предоставлялись), подтверждала льготы и освобождала от обеспечения - если это действительно попадало под льготы и под освобождение. Безусловно, это было выгодно инвестору, он мог спокойно планировать свою финансовую деятельность, осуществлять поставку оборудования по намеченному графику с безусловной привязкой проведения монтажных и пусконаладочных работ на территории РФ. Фактически теперь он этого не может сделать. Сегодня инвестор только в момент ввоза подает в таможенный орган первый пакет документов на поставляемое оборудование, и ему условно предоставляются льготы, условно - в момент ввоза. Хочу обратить внимание – опасность как раз и заключается в том, что оборудование фактически поступило, инвестор рассчитывает на получение льгот, и именно эти льготы могут и не предоставить. Теряется смысл инвестиционного проекта и ни о какой экономической выгоде говорить уже не приходится. Сегодня теоретически (повторюсь – теоретически) таможня имеет права освободить от обеспечения инвестиционный проект. Но это, практически, никогда не делается. Почему? Потому что четких критериев освобождения нет. А коль скоро их нет, то нет и гарантий, что инвестор этого и добьется.

Вот почему иностранные инвесторы все чаще говорят о том, что в России становится не очень выгодно работать, потому что правила игры оказываются не совсем ясными…

Да, правила размываются. В отношении предоставление льгот по уплате таможенных платежей, налогов были четкие процедуры принятия решений ФТС России. Они были тяжелые, очень тяжелые, но они были четкие и предельно понятные!

Говорят, что прежние правила нарушали права инвесторов. Но можно было изменить эту норму, превратив ее из обязательной в возможную - дать право инвестору это сделать. Пусть он выберет: это нужно ему или нет. Если он сомневается в своих документах, если он нечистоплотен, то он никогда не раскроется полностью, предоставив в ФТС полный пакет документов до ввоза оборудования! А если он действительно хочет инвестировать свои средства в нашу экономику, так что же ему мешать? Надо приветствовать. И пусть инвестор подаёт единый и четко определенный пакет документов, причём только и исключительно в одну инстанцию – ФТС России. Дайте ему право: хочешь получить заранее льготы и потом соответственно отчитаться перед государством, подавай. Подавай в ФТС России, не в таможню, потому что в таможне нет таких специалистов… И опять же, надо вернуть право инвестору на освобождение от обеспечения уплаты условно начисленных таможенных пошлин, налогов. Во-первых, потому что это деньги - мы финансово еще больше нагружаем инвестора. Во-вторых, в условиях финансового кризиса у банков попросту нет возможности выдавать гарантии. По-моему, на этапе мирового финансового кризиса это носит недальновидный характер - государство все силы прилагает, чтобы спасать банки, а мы приток инвестиций ставим в зависимость от жизнеспособности спасаемого и говорим: хочешь инвестиции к нам привезти, добудь банковскую гарантию на сумму всех платежей (не важно, что тебя от этого потом освободят). Причем, не только на весь срок ввоза, но и на срок монтажа, вплоть до запуска завода, а это, зачастую еще год после ввоза оборудования может продолжаться... Банковская гарантия на сумму всех таможенных платежей составляет до 28-29% от стоимости оборудования. При этом банковскую гарантию имеют право давать только уполномоченные банки, причем, имеющие ограничения размером максимально допустимой суммы всех одновременно действующих банковских гарантий. Для примера…Имеется желание инвестора построить цементный завод. Средняя стоимость цементного завода составляет от 250 млн евро. Нетрудно подсчитать, что банковская гарантия составит 57,5 млн евро. Колоссальные деньги, которые можно с успехом потратить на развитие инфраструктуры любого города, решение экологических вопросов! Завод строится в среднем три года. И в условиях нынешнего банковского кризиса надо на этот срок получить банковскую гарантию. Найти бы такой банк!

Подчеркну: банковские гарантии существовали все время. Но существовал механизм через Федеральную таможенную службу (до этого - Государственный таможенный комитет) освобождения от обеспечения уплаты условно начисленных таможенных пошлин, налогов. Именно этот механизм почти три года назад был уничтожен. Сегодня результат печален: к нам в компанию обращаются крупные инвесторы, желающие осуществить ввоз оборудования для строительства заводов на территории РФ. Это очень крупные инвестиции с безусловной возможностью создания градообразующих объектов! И вот в этой ситуации, когда правительство озабочено ростом инвестиций в экономику РФ, инвесторы бегают по банкам в поисках этих самых банковских гарантий. Абсурдность ситуации налицо.

Уверена, жизненно необходимо восстановить единый механизм принятия решений ФТС России по предоставлению льгот для инвесторов, и тогда «погоня за инвестициями» перестанет быть бегом по кругу.

ИА "Альянс Медиа" 09.10.08