08.06.06

Таможня всегда сама проводила свои зачистки

С середины апреля на российскую таможню обрушился шквал обвинений в коррупции. Сообщения о разоблачении оборотней в погонах практически ежедневно поступают со всех концов страны: и свежеиспеченные, и нафталинные. Угодила под кампанейщину и Татарстанская таможня. Правда, сотрудников таможни удивило то, что все дела, о которых идет речь в статье, опубликованной в ВК под заголовком Растаможка по-татарстански , инициированы самой таможней. Таможенное ведомство всегда проводило и будет проводить впредь зачистку своих рядов от нечистых на руку сотрудников.

Ярким тому примером служит уголовное дело в отношении Марата Камалиева, главного государственного инспектора отдела торговых ограничений и экспортного контроля. Все факты его противоправной деятельности собраны сотрудниками отдела собственной безопасности таможни и переданы в Прокуратуру РТ.

И если в этой истории все понятно: преступил закон заслужил наказание, то в случае с организованной группой, состоящей из офицеров таможни , не все так однозначно. Здесь должностные лица таможни как раз действовали строго в рамках закона. Судите сами. В 1999 2000 гг. на тогда еще Казанскую таможню посыпались жалобы в районные суды от физических лиц. Суть всех жалоб одна: отказ таможни выдавать ПТС без уплаты таможенных пошлин на иномарки, ввезенные из Белоруссии. Суды (как упомянутый в статье Ново-Савиновский, так и суды других районов города: Приволжского, Кировского, Московского) принимали сторону автовладельца, признавали действия таможенников незаконными и обязывали последних выдавать ПТС незамедлительно . Таможня подчинялась судебному решению, ПТС-ки выдавала, одновременно опротестовывая решения судов в органах прокуратуры. Всего правовой отдел таможни направил 262 протеста (таково количество автомобилей, освобожденных судами от таможенных платежей). Данное положение дел длилось вплоть до 2003 года, когда Коллегия Верховного суда РТ признала незаконными решения районных судов. Сразу же после того, как Верховный суд России своими судебными решениями определил позицию в отношении товаров из Белоруссии, произведенных в третьих странах.

Параллельно с вынесением протестов правоохранительный блок таможни стал проверять ввезенные иномарки из Белоруссии на предмет их легального приобретения на территории братской республики и выяснил очень интересную картину. Из 262 белорусок 177 автомобилей попали из-за границы, минуя Белоруссию и таможню, сразу в Россию, в Москву. Здесь, в Первопрестольной, нерастаможенные машины реализовывали через автосалоны, не гнушавшиеся работать с черными автомобилями (т.е. с контрабандой). Именно в них перегонщики из Татарстана брали под заказ заветные иномарки, переправляли в Казань через Белоруссию (для того, чтобы в документах стояла отметка о пересечении белорусско-российской границы). В этом-то и заключался весь фокус. Потому что согласно пункту 1 постановления правительства РФ от 15 июня 1999 года 942-р ГТК России обеспечивает выдачу в установленном порядке паспортов технических средств при ввозе на территорию РФ с территории Республики Белоруссии транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в Российской Федерации .

Вот этим-то постановлением и воспользовались московские мошенники, организовав целую схему легализации в регионах контрабандно ввезенных иномарок, которую и раскрыли татарстанские таможенники. Они выяснили, что именно в Москву доставляли черные авто, откуда они расходились по субъектам Российской Федерации через Белоруссию. На местах технология была отработана до мелочей: обращение в таможню и получение отказа обращение в суд и получение положительного решения суда получение по решению суда ПТС в таможне регистрация автомобиля в ГАИ возврат автомобиля в столичный автосалон для белой продажи.

Растаможка по-татарстански действовала во всех регионах России, причем в западных областях страны она начала действовать на год раньше. А всего мошенникам удалось легализовать таким образом более 7000 автомобилей (напомню, в Татарстан ввезли 262 машины).

Расследуя это дело, оперативники таможни выявили 77 перевозчиков, ввозивших автомобили контрабандно. Татарстанская таможня возбудила 44 уголовных дела, еще 33 материала находились в стадии возбуждения. Казалось бы, предъявляй данным людям иски с возмещением ущерба, нанесенного государству. Но Все дела отменяются татарским транспортным прокурором, а впоследствии передаются в Прокуратуру РТ. Здесь все материалы по 262 белорусским машинам объединяют в одно уголовное дело, а в отношении сотрудников отдела таможенного контроля и таможенного оформления в неторговом обороте Татарстанской таможни, оформлявших автомобили по решениям судов, возбуждают уголовное дело.

Какова в этой ситуации степень вины таможенников? Кто они: жертвы несовершенного законодательства, заложники предвзятого следствия или преступники, пользовавшиеся служебным положением, определит суд, который начал свою работу в декабре 2004 года. Кстати говоря, только он согласно статье 49 Конституции РФ вправе назвать сотрудников таможни организованной группой.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется еще раз сказать, что за всю свою 19-летнюю историю таможня всегда сама проводила свои зачистки . Вскрывая факты злоупотребления служебными полномочиями и факты взяточничества, ведомство всегда предавало огласке противоправные действия своих сотрудников. Что намерена делать и впредь.

Пресс-центр Татарстанской таможни

Вечерняя Казань