Таможня выстраивает латиноамериканский коридор
ФТС России планирует провести в течение 2009-2010 гг. ряд мероприятий по
активизации таможенного сотрудничества со странами Латинской Америки. При
значительном увеличении торгово-экономических контактов со странами
Латиноамериканского региона, возрастает роль таможенной службы в создании
благоприятных условий для деятельности участников ВЭД при одновременном
соблюдении интересов государства в сфере обеспечения безопасности внешней
торговли.
Выстраивая стратегию таможенного сотрудничества с государствами Латинской
Америки, ФТС России руководствуется Концепцией внешней политики Российской
Федерации. На данный момент с пятью странами Латинской Америки заключены
межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в
таможенных делах (Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика, Чили).
Предполагается, что подобного типа соглашения могут быть подписаны еще с
рядом государств региона.
С учетом уровня развития экономик наших стран, а также нашей
заинтересованности в налаживании информационного обмена между таможенными
органами, становится очевидной необходимость в организации обмена
предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых
между Российской Федерацией и странами Латинской Америки. Такой обмен
поможет быстрее осуществлять таможенные процедуры. Оперативное получение
ценовой информации о товарах, ввозимых на территорию Российской Федерации из
стран Латинской Америки, позволит повысить уровень контроля таможенной
стоимости товаров при осуществлении оценки достоверности величины заявляемой
таможенной стоимости.
В связи с увеличением товарооборота (который уже сейчас превосходит
показатели советских времен) рассматривается возможность получения на
регулярной основе официальных данных национальной статистики внешней
торговли латиноамериканских государств, которые являются крупнейшими
экспортерами своих товаров в Российскую Федерацию.
По итогам 2008 года товарооборот Российской Федерации с латиноамериканскими
странами превысил 13 млрд. долл. США. Ведущим партнером на данный момент
является Бразилия (свыше 6 млрд. долл. США), далее следует Аргентина (около
2 млрд. долл. США) и Мексика (1,2 млрд. долл. США). Предприниматели этих
стран являются ведущими поставщиками в Россию ряда сельскохозяйственных и
продовольственных товаров. Однако не только импорт товаров, но и растущие
объемы экспорта отражают динамику отношений. На латиноамериканские рынки
уже выходят крупные российские корпорации.
Для российской стороны полезен также опыт таможенного администрирования,
накопленный латиноамериканскими странами. Так, в Российской Федерации и
Бразилии существуют идентичные проблемы, касающиеся организации борьбы с
попытками незаконного перемещения круглого леса. В данной связи имеет
большое значение изучение методов осуществления таможенного контроля при
экспорте данной категории товаров.
В международном формате представляет интерес взаимодействие с крупным
интеграционным объединением Южной Америки МЕРКОСУР (Уругвай, Аргентина,
Бразилия и Парагвай). В рамках этого союза существует единый таможенный
тариф на товары, которые ввозятся из третьих стран. Ставка импортных пошлин
для различной продукции составляет от 0 до 20%. Опыт работы этого
торгово-экономического союза будет учен в процессе создания Таможенного
Союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).
Для реализации планов развития таможенного сотрудничества со странами
Латинской Америки ФТС России рассматривает возможность открыть
представительства в некоторых из латиноамериканских стран. Возможно, одной
из этих стран станет Бразилия, с учетом ее взаимодействия с Россией в
формате стран БРИК. Как известно, Бразилия, Индия, Китай и Россия являются
крупнейшими центрами экономического роста и политического влияния,
обладающими глобальными интересами и значительным интеграционным потенциалом
в своих регионах. В настоящий момент представительства ФТС России действуют
в восьми государствах - в Белоруссии, Украине, Казахстане, Киргизии,
Финляндии, Германии, Бельгии и Китае.
Пресс-служба ФТС РФ 03.07.09