15.02.12

Таможню тащат в "Зеленый коридор"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера сообщила о возбуждении дела в отношении Федеральной таможенной службы (ФТС) по признакам ограничения конкуренции среди платежных систем. Антимонопольное ведомство считает, что таможня намеренно затягивает восстановление онлайн-оплаты таможенных платежей с помощью карт межбанковской системы "Зеленый коридор". Ранее за участников внешней торговли вступались Генпрокуратура и первый вице-премьер Игорь Шувалов — пока без видимого результата.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО "Таможенная платежная система" (ТПС) о необоснованном прекращении ФТС приема таможенных карт для оплаты платежей. Как сообщал "Ъ", с 8 ноября 2011 года таможня приостановила прием карт платежной системы "Зеленый коридор", выпускаемых банками под контролем ТПС. Позже был приостановлен прием карт, выпущенных под контролем и второго координатора эмиссии — конкурирующего с ТПС ООО "Таможенная карта". ФТС объясняла отключение переносом серверов, обеспечивающих взаимодействие с платежными системами, в свой новый центр обработки данных. Импортеры заявили, что отсутствие онлайн-режима затягивает растаможку груза и увеличивает издержки на его хранение и фрахт транспорта.

Система "Зеленый коридор" насчитывает 130 банков-участников. Выпущенными ими картами пользуется 2,5 тыс. компаний, которые осуществляют 20% всех собираемых ФТС импортных платежей. С помощью карт платежи можно проводить непосредственно в ходе растаможки на 400 таможенных постах. Объем проводимых через "Зеленый коридор" платежей достигает 50 млрд руб. в месяц (второй после Visa показатель). Среди импортеров, пользующихся картами системы,— российские заводы Toyota, Kia, Hyundai, Mars, Coca-Cola и Pepsi. В числе эмитентов — Ситибанк, Райффайзенбанк, HSBC и ВТБ.

В начале декабря в ситуацию вмешалась Генпрокуратура: глава службы Андрей Бельянинов получил представление о необходимости устранить нарушения законодательства, препятствующие оплате таможенных платежей с использованием электронных терминалов. Речь шла о нарушении положений приказов самой ФТС, не предусматривающих прекращение операций из-за модернизации оборудования. Затем было вызванное обращением Консультативного совета по иностранным инвестициям поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова в адрес ФТС скорее решить карточный вопрос.

16 января таможня сообщила о завершении переноса серверов, однако предупредила, что сроки возобновления приема таможенных карт в режиме онлайн будут зависеть от согласования координаторами эмиссии "документов технического характера". С "Таможенной картой", на которую приходится 1% онлайн-платежей, эти документы уже согласованы, система "включена". С ТПС, как сообщил вчера "Ъ" замгендиректора "Зеленого коридора" Андрей Макогон, все еще нет. "Таможня до сих пор не дает нам онлайн-режима, хотя карточки к оплате принимаются",— уточнил господин Макогон. По его словам, ФТС так и не предоставила данные о своем новом оборудовании, необходимые для технической интеграции с ТПС: "Мы получили их по неформальным каналам и теперь хотим заверить проведенные работы актом, но руководство ФТС не хочет его подписывать".

Объявленное вчера решение ФАС о возбуждении дела в отношении ФТС Андрей Макогон назвал еще одним шансом на решение проблемы: "Заявление в ФАС было подано еще в ноябре, заседание по делу назначено на 22 марта, так что нас ждет долгая процедура". В антимонопольном ведомстве считают, что ФТС могла заблаговременно проинформировать ТПС о планируемых работах, для того чтобы последняя имела возможность обеспечить непрерывность приема карт, а также делают вывод о намеренном затягивании таможней сроков возобновления работы системы и представлении преимуществ ее конкуренту — "Таможенной карте".

Коммерсантъ