25.11.09

Танк-контейнеры сражаются за рынок

Участники «круглого стола» так и не нашли рецептов для упрощения перевозок в «танках»

Перевозки в танк-контейнерах сравнительно новый сегмент российской транспортной логистики. Их эксплуатация связана с множеством сложностей: отсутствие подходящей инфраструктуры, неоднозначные тарифы, обеспечение сохранности перевозок. О перспективах перевозок в танк-контейнерах и об особенностях этого вида транспортного бизнеса шла речь на «круглом столе» «Развитие российского рынка перевозок в танк-контейнерах» в редакции «Гудка».

Нет оснований для вмешательства

Начальник управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Виктор Квитко рассказал, что с 2003 года, с момента введения в действие нового Прейскуранта 10-01, тарифы на перевозку грузов в контейнерах повышались более низкими темпами, чем на перевозки в цистернах. С 2003 года индекс роста тарифов на перевозки в цистернах составил 2,4, тогда как в контейнерах – всего 1,98. В настоящее время существует повышающий коэффициент 1,28 на перевозки танк-контейнера на собственной платформе. Это связано с тем, что у танк-контейнеров стопроцентный порожний пробег, поэтому расходы на его перевозку отличаются от расходов на перевозку «сухих» контейнеров.

Представитель ФСТ напомнил, что объёмы перевозок грузов в танк-контейнерах пока небольшие, поскольку в них перевозятся в основном дорогие химические грузы.

«Коэффициент 0,4 на дальность свыше 4 тыс. км на перевозки грузов в контейнерах не действует, потому что этот коэффициент распространяется только на контейнерные перевозки в составе ускоренных контейнерных поездов», – отметил Виктор Квитко. По его словам, для грузов третьего тарифного класса танк-контейнеры всё равно более привлекательны, чем цистерны. С более дешёвыми грузами первого класса ситуация обратная, их выгоднее перевозить в цистернах.

Вице-президент Гильдии экспедиторов Алевтина Кириллова отметила, что в настоящее время существует повышающий тариф 1,4 на перевозку танк-контейнера по сравнению с обычным универсальным контейнером. По её мнению, применение этого коэффициента неоправданно, поскольку танк-контейнер не отличается от стандартного ни по весу, ни по габаритам.

«Для дальнейшего развития транзитных перевозок, для контейнеризации таких перевозок необходимо этот коэффициент отменять», – заявила Алевтина Кириллова. Она также предложила распространить на танк-контейнеры понижающие коэффициенты на дальность перевозки и понижающие коэффициенты, применяющиеся к ряду грузов, перевозимых в цистернах, в частности метанолу.

По словам Виктора Квитко, с 2006 года, когда началось активное развитие контейнерного бизнеса, в ФСТ не было ни одного обращения от участников рынка по поводу тарифов на контейнерные перевозки. «Я думаю, это связано с тем, что грузы достаточно дорогие и транспортная составляющая там не критична. Основная масса обращений – по грузам первого тарифного класса. Поэтому пока у нас нет каких-то серьёзных оснований для того, чтобы заниматься этой проблемой», – отметил Виктор Квитко.

Охрана или страховка?

В настоящее время танк-контейнеры используются в основном малыми и средними компаниями для перевозки химических грузов и сжиженных газов небольшими партиями, сообщила представитель Гильдии экспедиторов. «Эти перевозки более востребованы в интермодальном сообщении, когда происходит взаимодействие различных видов транспорта, когда происходит смена колеи железнодорожного транспорта. Или при доставке в труднодоступные районы, где нет железнодорожной колеи и где можно доставить этот контейнер с помощью автомобиля», – заявила Алевтина Кириллова. В числе преимуществ танк-контейнеров она назвала возможность использовать их в качестве временного хранилища для партии груза, поскольку из некоторых танк-контейнеров можно осуществлять слив содержимого частями.

Алевтина Кириллова обратила внимание участников «круглого стола» на обеспечение безопасности перевозок грузов в танк-контейнерах. «С одной стороны, танк-контейнер сам по себе является мультимодальным оборудованием и повышает безопасность перевозок опасных грузов. С другой стороны, при курсировании этих контейнеров по территории России возникают вопросы обеспечения безопасности самого оборудования.

Случается хищение деталей с танк-контейнеров.

Поэтому опасные грузы при перевозке в любом виде подвижного состава нужно страховать», – заявила она на «круглом столе».

И.о. технического директора компании «Спецтрансгарант» Евгений Богданов, в свою очередь, отметил, что из-за большого количества хищений компания была вынуждена застраховать весь свой парк танк-контейнеров.

Но не все участники дискуссии оказались согласны с предложением Гильдии экспедиторов.

Проблем, связанных с охраной опасных грузов, перевозимых по железной дороге, нет, убеждён заместитель руководителя Федерального агентства по железнодорожному транспорту Владимир Чепец. «Как правило, при приёме грузов на путях общего пользования все грузы идут с ведомственной охраной на железнодорожном транспорте.

Поэтому грузоотправитель в соответствии с законом о железнодорожном транспорте и федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта» имеет право заключить договор на сопровождение и охрану этого груза», – отметил он.

В ходе встречи была также затронута тема развития инфраструктуры для перевозок танк-контейнеров. Алевтина Кириллова из Гильдии экспедиторов заявила, что логистика перевозок танк-контейнеров затруднена из-за отсутствия терминалов, которые могут обрабатывать эти грузы, осуществлять залив содержимого в контейнеры. Прежде всего это касается сжиженных газов. Дело в том, что заливочные устройства на отечественных заводах приспособлены в основном для цистерн. Алевтина Кириллова считает, что наиболее эффективным способом развития инфраструктуры является частно-государственное партнёрство. «Наши экспедиторы готовы вкладываться в терминалы и в развитие инфраструктуры. Но им нужны, безусловно, гарантии того, что вложенные деньги им вернутся. И не просто вернутся, а вернутся ещё и с прибылью. Потому что бизнесу всё-таки нужны чёткие и гарантированные условия. И если будут предоставлены дешёвые и «длинные» деньги для развития этой инфраструктуры, если будут какие-то налоговые послабления, то эти терминалы будут развиваться, и их будут развивать и грузовладельцы, и экспедиторы, и операторы этих перевозок», – заявила вице-президент Гильдии экспедиторов.

Заместитель начальника отдела перевозок ФАЖТ Анатолий Севастьянов заявил, что для развития рынка перевозок в специализированных контейнерах Министерство транспорта РФ должно разработать соответствующие нормативные документы, регламентирующие порядок работы в этой сфере транспортного бизнеса. Они должны касаться правил погрузки, перевозки, открытия станций для этого вида грузов.

Гудок; 25.11.09