Ташантинскому таможенному посту Алтайской таможни – 125 лет
11 июня 2016 года исполняется 125 лет со дня образования Ташантинского таможенного поста – одного из самых суровых постов Алтайской таможни. Он располагается в селе Ташанта, на высоте 2150 метров над уровнем моря, напоминает Пресс-служба СТУ.
Село Ташанта находится на юго-востоке Республики Алтай, в Кош-Агачском районе, на границе России и Монголии. Это последний российский населенный пункт по дороге в Монголию, конец Чуйского тракта, 961-й километр федеральной автомобильной дороги Р256. По статусу этот регион приравнен к крайнему Северу: на десятки километров вокруг нет ни деревца, зимой температура воздуха здесь опускается до минус 60 градусов. В переводе с алтайского и монгольского «тошин», «тожон» - наледь, гололедица. Из-за суровости климата лица жителей загорелы и обветренны. Здесь дружно живут одной семьей алтайцы, казахи и русские. Маленький приграничный поселок с увеличением грузового потока через границу стремительно растет. Сейчас население пограничного населенного пункта составляет чуть более 500 человек.
Территориально Ташантинский таможенный пост удален от администрации Алтайской таможни на 750 километров. Сопредельный международный автомобильный пункт пропуска с монгольской стороны «Цагааннуур», расположенный в поселке Цагаан-Нуур, Баян-Ульгийского аймака Республики Монголия. Регион деятельности Ташантинского таможенного поста – Кош-Агачский район Республики Алтай.
История таможенного дела юга Западной Сибири начинается в конце 18 века, с русско-монгольской (русско-китайской) торговли на реке Чуя. Через Горный Алтай проходил Чуйский торговый путь в Монголию, ставший в последствии Чуйским трактом.
Развитие таможни тесно связано с историей Чуйского торгового пути. В 18 веке торговый путь, связывающий Россию с Монголией, представлял собой труднопроходимую и необустроенную дорогу, по которой передвигались караваны торговцев. Особенную роль в развитии торговых отношений сыграло бийское купечество. Предприимчивые и инициативные бийские купцы вели систематическую торговлю через территорию Горного Алтая. Их стараниями был проложен новый торговый путь от города Бийска через село Алтайское по левому берегу Катуни и далее вверх по течению реки Чуи, и заканчивающийся в Чуйской степи. Торговая дорога стала именоваться Чуйским трактом. Но, не смотря на сложность доставки товаров, в Чуйской долине в конце 18 века проводилась меновая торговля между бийскими купцами, алтайцами, монгольскими и китайскими торговцами.В первой половине 19 века проводимые ярмарки приобрели регулярный характер, хотя такая торговля не была предусмотрена русско-китайскими соглашениями. Пекинский договор 1860 года дал право русским купцам на беспошлинную торговлю с Монголией, что послужило бурному развитию торговли предпринимателями степного Алтая. Русские купцы везли в Монголию металлические изделия, ткани, выделанную кожу, у китайцев большим спросом пользовались панты (рога марала). Из Монголии ввозилась пушнина, верблюжья и овечья шерсть. Со временем в долине реки Чуи в местечке Кош-Агач стали проводится регулярные торговые ярмарки.
Ташантинский таможенный пост берет начало от таможни, которая была создана в 1891 году в Кош-Агаче и в этом же году из-за суровости климата была переведена в село Онгудай, - рассказывает начальник Ташантинского таможенного поста Игорь Качеев. - С развитием торговли в Чуйской степи в 1909 году таможня вновь была переведена в Кош-Агач, где и находилась вплоть до Революции 1917 года. Восстановлена таможня была сразу после установления советской власти в Горном Алтае в 1923 году. В 1925 году создается Ташантинский пост Кош-Агачской таможни, а в 1929-ом таможня переводится из Кош-Агача в Ташанту. В статусе таможни она просуществовала до 1992 года. С 1992 по 2012 годы Ташантинский таможенный пост входил в состав Горно-Алтайской таможни, а с 1 ноября 2012 года в результате реорганизации влился в состав Алтайской таможни.
Игорь Михайлович Качеев – таможенник в третьем поколении. Его отец, Качеев Михаил Афанасьевич, поступил на работу в Кош-Агачскую таможню на должность контролера в 1957 году, со временем был назначен начальником Ташантинской таможни. А прадед, Качеев Семен Чапашевич, еще в 19 веке приехал в Кош-Агач и служил там стражником при царской таможне.
Моему выбору профессии, безусловно, поспособствовало то, что мой отец всю жизнь проработал в таможне, с 1957 по 1997 год, - говорит Игорь Михайлович.
В настоящее время Ташантинский таможенный пост Алтайской таможни является многосторонним автомобильным пунктом пропуска. До отмены визового режима с Монголией товарооборот, который проходил через пост, был достаточно стабилен. Он имел, в основном, экспортный характер, а также на посту оформлялись товары народного потребления, перемещаемые физическими лицами. В торговом обороте преобладают продукты питания, горюче-смазочные материалы, товары народного потребления российского производства (на вывоз). Физлица в основном ввозят товары народного потребления китайского и монгольского производства.
С введением безвизового режима с 14 ноября 2014 года между Россией и Монголией, значительно увеличился пассажиропоток и перемещение транспортных средств через российско-монгольскую границу в пункте пропуска МАПП Ташанта - более чем в два раза.
Сейчас объемы перемещения товаров, транспортных средств и физических лиц колеблются в зависимости от сезона. В летние месяцы, за счет туризма, увеличивается пассажиропоток и количество легковых автомобилей. В зимний период увеличивается количество транзита, за счет поставок мяса и шерсти из Монголии.
Но, в связи с отсутствием на территории Монголии асфальтированных дорог, на Ташантинском таможенном посту объемы декларирования товаров все-таки незначительные.
На сегодняшний день бурное экономическое развитие Китайской народной республики и те изменения, которые сейчас происходят в Монголии, говорят о том, что данное направление в ближайшее время будет приоритетным: строятся автомобильные дороги из Китая в Россию через Монголию, будет появляться и расти соответствующая инфраструктура, и соответственно, будет расти значимость Ташантинского таможенного поста как международного пункта пропуска. И, естественно, необходимо преобразование МАПП Ташанта в соответствии с международными требованиями.
К сожалению, реконструкция данного пункта пропуска не предусмотрена федеральной целевой программой «Государственная граница». Вместе с тем, Алтайской таможней совместно с Правительством Республики Алтай и территориальными органами Росграницы (пока существовала это организация) проводилась работа, направленная на оптимизацию функционирования МАПП Ташанта, в том числе по установке дополнительного быстровозводимого модуля для проведения таможенного контроля, в целях ухода от «реверсной» схемы прохождения контроля в пункте пропуска. Тем не менее, МАПП Ташанта нуждается в глобальной реконструкции, так как на сегодняшний день его проектная пропускная способность (100 автомобилей в сутки) практически ежедневно превышается.
Перспективы развития пункта пропуска связаны, в первую очередь, с увеличением импортных поставок товаров автомобильным транспортом, прогнозируемым в связи с реализацией на территории Монголии государственной программы строительства сети автомобильных дорог с твердым покрытием, что обусловит наличие кратчайшего транзитного сообщения между рынками Западного Китая и Западной Сибири. С учетом указанной перспективы руководством Республики Алтай и Кош-Агачского района проводится работа по привлечению инвесторов для строительства таможенно-логистического терминала (ТЛТ) в непосредственной близости от МАПП Ташанта. Развитие ТЛТ осуществляется в соответствии с Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах приближенных к государственной границе Российской Федерации и перечнем таможенно-логистических терминалов.
В суровых климатических условиях вечной мерзлоты особо остро стоял перед руководством Алтайской таможни решение жилищного вопроса на посту. Отсутствие благоустроенного жилья было первоочередной проблемой, требующей решения. В результате проведенной кропотливой работы в 2015 году для должностных лиц Ташантинского таможенного поста приобретены три четырехквартирных дома.
На сегодняшний день на Ташантинском таможенном посту работает 34 человека. В состав поста входит три структурных подразделения: отдел оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, отдел таможенного оформления и таможенного контроля и отделение административных расследований.
На таможенном посту достаточно высокий уровень сплоченности коллектива – это выражается в общности знаний, взглядов и убеждений. Руководством поста обеспечивается благоприятная атмосфера на рабочих местах. Текучесть кадров на таможенном посту составляет ноль процентов.
Поддержанию здорового морально-психологического климата в коллективе поста способствуют проводимые культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Должностные лица поста активно участвуют в республиканских и районных спортивных мероприятиях. Старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля поста Алексей Мамырканов является призером 20-го смотра-конкурса самодеятельного художественного творчества должностных лиц Алтайской таможни.
Ташантинский таможенный пост Алтайской таможни неоднократно занимал призовые места в конкурсах на лучший коллектив, проводимых в таможенных органах.
По итогам работы в 2015 году коллектив Ташантинского таможенного поста занял первое место в категории «лучший коллектив таможенного поста в автомобильном пункте пропуска» в Сибирском таможенном управлении.
Справка: Начальник Ташантинского таможенного поста - полковник таможенной службы Качеев Игорь Михайлович. Игорь Михайлович поступил на службу в таможенные органы в декабре 1987 года инспектором Хасанской таможни на российско-корейской границе. За период работы в таможенных органах прошел путь от инспектора до начальника таможни, в марте 1991 года назначен начальником Ташантинской таможни. С 1 ноября 2012 года назначен начальником Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни.
VCH.RU