10.08.23

Тенденции развития компаний на логистическом рынке России в 2023 году

Уход из России глобальных контейнерных операторов и логистических компаний создает трудности, но и открывает окно возможностей для молодых российских транспортных компаний, сделавших ставку на новые цепочки поставок и региональные рынки. Благодаря перераспределению логистических цепочек, переориентации товарных потоков с западного на юго-восточное направление российские перевозчики получают импульс развития, об этом в экспертизе Михаила Белоусова, генерального директора ГК “ Маршал”, основателя академии логистики

На российском рынке до 2022 года оперировало множество иностранных глобальных операторов, которые предоставляли необходимые логистические услуги для национального бизнеса. Благодаря международному опыту, выстроенным бизнес-процессам, сформированным кредитным линиям, возможности демпинга при выходе на рынок – они смогли набрать операционные обороты на рынке. Российским логистическим компаниям было сложно конкурировать с ними на равных, поэтому, в TOP-20 логистических операторов входило всего несколько компаний из России.

Новые маршруты и партнеры

Происходит формирование новых маршрутов и транспортных схем, которые изменяются практически каждый месяц. Товарооборот России и Китая за первое полугодие 2023 года вырос на 40%, что существенно сказывается на объеме грузоперевозок.

Мы наблюдаем бум запросов от малого и среднего бизнеса по доставке товаров из Китая, как разовыми небольшими партиями, так и большими регулярными грузоперевозками. Компании активно ищут новых деловых партнеров – перевозчиков из стран Юго-Восточной Азии. В свою очередь, это позволит российским транспортным компаниям увеличить объем операций, выходить на новые международные рынки, заняться организацией целого ряда дополнительных услуг, что благотворно скажется на рынке в целом.

Новые хабы

Еще одно перспективное направление – это логистический рынок ближайшего зарубежья. Большинство товарных групп, которые попали под санкции, переориентировались на доставку в страны СНГ. В 2022 году правительство разрешило параллельный импорт некоторых категорий товаров. О строительстве новых складских комплексов в Казахстане и Узбекистане объявили крупнейшие российские маркетплейсы – Озон и Wildberries. Активно развивается складская инфраструктура и транспортные хабы и на юге России. Все это увеличит объем грузоперевозок по этим направлениям.

Растущая промышленность = рост спроса на логистику

Тренд – это увеличение государственных расходов на закупку строительных материалов, промышленного оборудования и товаров. Открываются новые производственные мощности, что требует организации новых логистических цепочек для движения грузов на юг страны - здесь и услуги по хранению, погрузке/ разгрузке, транспортировке, упаковке, разукрупнению и перевалке товарных потоков. Растущие отрасли промышленности обеспечивают и увеличение объёма логистических услуг.

Логистика добавленной стоимости

Нехватка транспортных средств и профессиональных водителей также сказывается в пользу грузоперевозчиков, которые могут диктовать рынку свои цены и условия.

Ряд современных логистических операторов вырос из транспортных компаний. Высокий уровень конкуренции на рынке требует нестандартных ходов, развития компетенций, экспертизы и отраслевых решений, отстройки от других компаний, формирования уникального предложения. Логистические компании оказывают дополнительные высокомаржинальные услуги, применяя на практике концепцию «Логистики добавленной стоимости» – ряд дополнительных логистических сервисов на всей протяжённости цепочки поставок: временное хранение и складская обработка, упаковка, маркировка, взвешивание груза, формирование товарных партий по заявкам, организация перевалки по схемам кросс-докинга, таможенное оформление и другое.