22.01.08

Терминально-складская инфраструктура Республики Казахстан

Николай Титюхин,
президент ЕвроАзиатской Логистической Ассоциации (EALA)
Нина Овчаренко,
директор информационно-аналитического отдела компании CLS, к.т.н.

Текущее состояние экономики Республики Казахстан характеризуется заметным улучшением социально-экономической ситуации, общим повышением платежеспособности населения, ростом промышленного производства, ростом товарооборота во внешней торговле, оптовой и розничной торговли. Это стимулирует, в частности, рост инвестиций в развитие транспортно-логистической системы и создание современной логистической (складской) инфраструктуры в стране.

Геополитическая роль Республики Казахстан, то есть роль транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется ее расположением в центре евразийского континента, на стыке Европы и Азии. Благодаря этому она обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой.

Главное преимущество, которым обладают транзитные коридоры, проходящие через территорию Казахстана, заключается в существенном сокращении расстояний. При осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров по сравнению с транзитом по территории России.

Перспективы развития закреплены законодательно

В марте 2006 года принята «Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года», которая определяет Казахстан как трансконтинентальный экономический мост взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно- азиатской экономических систем. Используя имеющийся потенциал, Казахстан может стать развитым сервисным центром региона по предоставлению широкого спектра услуг, отвечающих международным стандартам.

Для успешного решения всех существующих в стране транспортных проблем в 2006 году принята «Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года», целью которой является опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса, способного в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах. Здесь сформулированы стратегические задачи развития транспортной системы и механизмы их реализации.

Основные задачи Стратегии взаимосвязаны:

  • интеграция транспортной системы Казахстана в мировую транспортную систему
  • повышение уровня развития собственной транспортной инфраструктуры на основе основных транспортных магистралей, связующих маршрутов и узлов по направлениям Восток-Запад и Север-Юг
  • достижение наибольшей эффективности транспортных процессов,
  • снижение доли транспортной составляющей в стоимости конечной продукции во внутреннем, транзитном и экспортно-импортном сообщении.

Один из ожидаемых результатов реализации «Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года – создание сети транспортно-логистических центров интермодальных перевозок.

Активы логистических операторов

В настоящее время рынок логистических услуг Республики Казахстан молод. Секторы транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством компаний, оказывающих «традиционные» услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, а сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок – поле деятельности 3PL-провайдеров – развит недостаточно.

Одним из основных факторов, препятствующих становлению логистических компаний в Республике Казахстан, как и в России, является острая нехватка современных складских терминалов. Специализированные компании могут разрабатывать идеальные схемы передвижения грузов, но без соответствующей логистической инфраструктуры – сети современных складских комплексов на обслуживаемой территории – выстроенная цепочка окажется ненадежной при одном слабом звене. Характер современного бизнеса требует быстрого оборота складских запасов и быстрого исполнения заказов. Для соблюдения этих требований логистическая система должна отличаться гибкостью.

Основными потребителями современных складских площадей в настоящее время являются:

  • торговые сети,
  • дистрибьюторы товаров,
  • компании-провайдеры логистических услуг.
  • промышленные предприятия – производители товаров.

Проанализируем подробнее их степень развития.

Розничная торговля, торговые сети

Генератором международных транспортных грузопотоков в настоящее время является торговля. В январе-декабре 2006 г. объем розничного товарооборота Казахстана составил 1561,6 млрд. тенге и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в сопоставимых ценах) на 14,4%.

Самым крупным региональным рынком потребления является рынок Алматы и Алматинской области. Его доля составляет около 45% от общего объема розничной торговли Республики Казахстан (рис.1). Оборот розничной торговли на одного жителя этого региона (более 527 тенге/человека) в пять раз выше среднего значения по стране (101,4 тенге/человека).

Рис. 1. Структура розничного товарооборота в 2006 году по субъектам страны

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике

Бурное развитие сетевой розницы имеет место не только в России, но и в ряде других стран СНГ, в том числе и в Казахстане. В плане ритейла он пока не представляет такого большого интереса, как, к примеру, Россия, где емкость рынка несопоставимо выше. На эту специфику налагаются и проблемы логистического характера: удаленность друг от друга населенных пунктов обуславливает более низкую оборачиваемость.

Однако на казахстанский рынок ритейла, охватывающий не такое уж большое количество потребителей (население Казахстана не превышает 15 млн. человек), уже вышли несколько относительно крупных розничных сетей:

  • турецкая сеть «Рамстор», работающая в Казахстане еще с 1999 года (1 гипермаркет и 3 супермаркета в Алма–Ате, 1 супермаркет в Астане);
  • национальные компании Inter Gros (17 супермаркетов–дискаунтеров, из которых более половины находятся в Алма–Ате, а остальные – в таких городах, как Караганда, Чимкент, Павлодар);
  • InterFood (6 магазинов самообслуживания под торговой маркой City Plus площадью от 200 до 3,5 тыс. кв. м),
  • «Керемет» (5 магазинов возле дома площадью от 600 до 1200 кв. м),
  • работающая по франшизе российская «Пятерочка» (представлена в Казахстане компанией «Дала–Инвест», на начало 2005 года насчитывала 13 дискаунтеров).

Разделение ритейлеров по товарному ассортименту, на котором они специализируются, и по формату их торговых точек представлено на рис. 2.

По мнению экспертов, казахстанский рынок ритейла практически пустой, это пока свободная ниша. Покупательная способность здесь сейчас ниже, чем в России и Украине, но можно предположить, что она будет быстро увеличиваться. Подтверждением этого может служить то, что многие торговые сети уже заявили о своем выходе на рынок Казахстана:

  • с декабря прошлого года на казахском розничном рынке действует сеть супермаркетов Lacorte;
  • российская федеральная розничная сеть «Вестер» приступает к реализации своих стратегических планов в Казахстане;
  • компания «Арбат Престиж» планирует открыть свои магазины в крупнейших городах Республики Казахстан;
  • холдинг Raimbek Group намерен усилить свои позиции на казахстанском рынке ритейла;
  • финская розничная сеть Finn Flare в 2007 году откроет 4 торговые точки в Алматы, Караганде, Астане и Кокчетаве;
  • начиная с прошлого года, развивается совместный проект «Эльдорадо» и казахстанской сети Sulpak.

Но, все-таки, основную часть рынка Казахстана занимают мелкие игроки. Конкуренция в ее классическом понимании в сфере ритейла отсутствует. На сегодняшний день сетевой ритейл занимает, по оценкам экспертов, 5-10% от общего розничного товарооборота. Объективными причинами этого являются довольно существенные сдерживающие факторы для развития регионов и рынка:

  • высокие логистические издержки,
  • низкая плотность населения.

Приход крупных торговых сетей потребует в течение ближайших 2-3 лет построения современного логистического обслуживания за счет создания сети распределительных центров.

Дистрибьюторы товаров

На рынке Республики Казахстан уже присутствуют дистрибьюторы международных компаний, которые нуждаются в современных услугах логистики, например:

  • компания «Кока-Кола Алматы Боттлерс»,
  • дистрибьютор ТОО «ПРОКТЕР ЭНД ГЭМБЛ КАЗАХСТАН»,
  • дистрибьюторы пивоваренной компании «Балтика»,
  • компания «Астана Моторс» представляет интересы «Subaru Motor Kazakhstan» - первого и эксклюзивного дистрибьютора Subaru в Республике Казахстан,
  • компания ТОО «Алем Мото Казахстан» является официальным дистрибьютором мототехники корпорации YAMAHA в Республике Казахстан,
  • компания «Turan MC» - официальный дистрибьютор Hyundai Heavy Industries Co., Ltd. в Казахстане,
  • Компания «ДОРС Казахстан» представляет интересы международной корпорации Magner на всей территории Казахстана,
  • ТОО «Центр МТС-cервис» реализует оригинальные запасные части на технику МАЗ, КАМАЗ, КРАЗ, МЗКТ и двигатели ЯМЗ; фильтры Fleetguard на любую импортную дизельную технику,
  • ТОО «АВТО-ПРОДУКТ» - официальный дистрибьютор в Казахстане французского нефтяного концерна TOTAL LUBRIFIANTS (торговая марка ELF); американского концерна GENERAL MOTORS (торговая марка ACDelco).

Компании-провайдеры логистических услуг

На рынке Республики Казахстан уже присутствуют международные логистические операторы, которым необходима эффективная транспортно-логистическая система для развития логистического сервиса (рис.3).

Складская недвижимость в Алматы

Наиболее развитым рынком складской недвижимости в Республике Казахстан является рынок в городе Алматы (табл.1).

Табл. 1. Крупные складские комплексы Алматы

Источник: компания CLS по открытым источникам

Сегодня в городе и пригородах, по различным экспертным данным, насчитывается от 700 тыс. до 1 млн. кв. м складских помещений. Однако большая их часть – это бывшие производственные помещения или базы. Подобные объекты не соответствуют международным требованиям и не могут обеспечить необходимые условия для возможности предоставления комплекса современных логистических услуг.

Обеспеченность складскими площадями г. Алматы и Алматинской области в сравнении с европейскими городами, входящими в международные транспортные коридоры, представлена на рис. 4.

Рис. 4. Сравнение Алматы и Алматинской области с европейскими городами

По мнению экспертов, если суммировать заявленные объемы строительства складских помещений, то в течение трех лет до 2010 года только в Алматы и его пригороде будет сдано до 700 тыс. кв. м. Однако, сегодня в Алматы потребность в современных складских помещениях в два раза превышает предложение и составляет от 350 до 500 тыс. кв. м.

Соотношение предложения и спроса

Как и в других странах СНГ, В Казахстане в условиях дефицита современных складских площадей многие дистрибьюторские компании планируют создать собственные склады класса А. Многие торговые компании также намерены обзавестись собственным складским комплексом. Однако самостоятельно реализовывать проекты по вводу в строй современных складов очень трудно.

По данным участников рынка, в среднем себестоимость строительства 1 кв. м. складского помещения класса А колеблется от 700 до 800 долл. США. Причем в Казахстане она выше, чем в России. Более высокая себестоимость объяснятся тем, что:

  • в Казахстане здание возводится из металлоконструкций (сэндвич-панелей), которые закупаются в России,
  • дополнительные расходы занимают работы по сейсмическому усилению конструкций,
  • рынок складской недвижимости только начинает развиваться, и компаний, возводящих склады, очень мало.

После насыщения рынка складской недвижимостью класса А, девелоперы обратят свои взоры на сегмент класса В, потому что потенциальных арендаторов этого класса складской недвижимости в несколько раз больше, так как основными потребителями таких помещений являются средний и малый бизнес.

В последние два года инвесторы резко активизировались на рынке складской недвижимости, поэтому в ближайшие годы сократится разрыв между предложением и спросом на современные складские площади. Активность девелоперов в этом сегменте коммерческой недвижимости может привести к тому, что к 2010 году предложение будет соответствовать спросу, а то и превзойдет его.

Существует ряд факторов, которые могут скорректировать соотношение спроса и предложения. По прогнозам представителей логистических компаний, рынок сможет проглотить количество заявленных на сегодня современных площадей за счет дальнейшего роста спроса, обусловленного ростом:

  • экономики, количества компаний, а также их расширением,
  • производства,
  • грузоперевозок,
  • розничной торговли,
  • потребительского спроса.

Росту спроса, развитию рынка современных складских помещений и отсутствию превышения предложения над спросом будет, кроме того, способствовать:

  • реализация программы по переводу промышленных предприятий и их складов за пределы Алматы,
  • рост привлекательности для компаний – потенциальных потребителей аутсорсинга качественных логистических функций, предлагаемых логистическими операторами по сравнению с содержанием собственного штата сотрудников,
  • предложение будет рождать дополнительный спрос. Многие иностранные компании готовы выйти на алматинский рынок, однако не делают этого из-за отсутствия современной складской и логистической инфраструктуры высокого класса. В случае же развития логистических центров эта проблема должна решиться.

Крупные складские комплексы в других регионах

Правительством республики Казахстан планируется к 2012 году создание 6 транспортно-логистических центров в Хоргосе, Алматы, Таразе, Шымкенте, Кызылорде, Актобе.

За предстоящие 10 лет предстоит построить не менее 5 крупных и 15 средних транспортно-логистических центров класса А в городах Астане, Алматы, Актобе, Актау, Кызылорде, Таразе, Уральске, Шымкенте, Манкенте, на пограничных переходах «Бахты», «Достык», «Таскала – Озинки».

Перечень некоторых строящихся и запланированных к строительству крупных складских комплексов в других регионах Республики Казахстан показан в табл. 2, а схема их расположения – на рис. 5.

Табл. 2. Крупные складские комплексы в других регионах Республики Казахстан

Источник: компания CLS по открытым источникам

Логистический рынок Республики Казахстан стремительно развивается. Помимо известных компаний – игроков рынка, которые в советское время были госпредприятиями и получили в наследство ресурсы социалистической собственности, на рынке появилось много новых игроков.

Рис. 5. Схема расположения крупных складских комплексов в Республике Казахстан

Выводы

Для Республики Казахстан в последнее время характерен процесс расширения рынка логистических услуг в регионы, что связано, главным образом, с активной экспансией сюда международных и национальных торговых сетей. В Республике Казахстан уже присутствуют казахские и иностранные торговые сети, которым требуются логистические технологии. Вслед за торговыми сетями в регионы устремляются и обслуживающие их логистические операторы.

В Республике Казахстан успешно функционируют промышленные предприятия, которым требуется эффективная логистическая система распределения. В отраслевой структуре промышленности РК велики доли цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности, химической и нефтехимической и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, представляющих интерес для логистики.

Республика Казахстан привлекла к себе внимание таких известных международных компаний как, например, DHL, UPS, TNT, Panalpina, AsstrA, STS Logistics и других.

В регионе работают дистрибьюторы крупных международных компаний как, например, Unilever, Procter&Gamble и многих других.

Спектр предлагаемых логистическими операторами рынка Республики Казахстан услуг будет значительно расширяться, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями.

Для обслуживания внутренних потребностей страны нужна сильная и высокоразвитая логистическая отрасль.

Журнал "Современный склад"