11.01.06

Тихие омуты серой таможни

Для компаний, в течение многих лет носящих гордое наименование участников внешнеэкономической деятельности, таможня - это привычная среда обитания. Тихие омуты и заводи, в которых так удобно таможить грузы, если знаешь заветные слова. Всем, кто давно плавает здесь, хорошо известны законы выживания: давай кушать другим и будешь сыт сам. Беда только в том, что бизнес, связанный с таможней, выглядит в России настолько пугающе, что многие предприниматели боятся даже думать о пресловутой внешнеэкономической деятельности .

Серость таможни давно никого не удивляет. Периодически государство предпринимает попытки придать ей более светлый цвет, но попытки, признаем, весьма вялые. Поэтому разразившийся летом очередной таможенный кризис никого особенно не удивил.

В августе залихорадило рынок мобильных телефонов после того, как в рамках очередной показательной акции сотрудники МВД задержали две партии (более 300 тонн) нелегально ввезенных в страну аппаратов. Результатом стало мгновенное удорожание телефонов чуть ли не на треть.

На фоне действий МВД сами таможенники вдруг вспомнили, что объем продаж сотовых телефонов на российском рынке значительно превышает количество официально ввезенных аппаратов, и немедленно потребовали от производителей списки официальных поставщиков и прайс листы с ценами на товар, чтобы облегчить контроль. Все эти действия на время вызвали дефицит на рынке. Ведь серые методы, в той или иной степени, применялись всеми участниками рынка. Самым ходовым способом снижения НДС являлись фирмы однодневки, декларировавшие технику по заниженной стоимости, что уменьшало, в конечном итоге, затраты фактического продавца. Допустим, через таможню проходит мобильный телефон реальной стоимостью $300. Фирма однодневка указывает в ГТД таможенную стоимость аппарата $100 и платит с нее 18% НДС $18. После растаможки телефон приобретает ритейлер за 295 (в том числе НДС 18% $45). Эту сумму ритейлер имеет право возместить из бюджета. Затем он делает торговую наценку в 5 долларов и продает телефон в магазине за 300 (в том числе НДС 18% $46). Эти $46 ритейлер обязан уплатить в бюджет, но, так как он может возместить 45, то реально перечисляет в бюджет всего $1. Импортер однодневка имеет право возместить из бюджета $18, которые он заплатил при растаможке , и при этом должен перечислить в бюджет $45, полученных при продаже телефона ритейлеру. Чтобы не платить $27 (45 18), однодневка в срочном порядке ликвидируется.

Итог: ритейлер, которому на деле принадлежит фирма однодневка, получает от продажи телефона $300, а доказать их связь практически невозможно. По документам ритейлер является добросовестным покупателем товара и к импорту вообще никакого отношения не имеет.

По мнению руководителя службы общественных связей Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, только прямой импорт способен решить проблемы серого ввоза . Мировой рынок бытовой электроники кардинально отличается от российского. Производители техники сами импортируют свою продукцию в другие страны и сами же занимаются растаможкой . В России же импортером является не производитель, а продавец, и для негов таких условиях становятся выгодными серые таможенные схемы.

Четыре года назад было заключено соглашение между Ассоциацией РАТЭК и тогда еще Государственным таможенным комитетом, в котором был определен порядок взаимодействия импортеров с таможенными органами и разработан ряд нормативных документов, в частности о поставке продукции на основе прайс листа от производителя, призванный обеспечить особый порядок прохождения такой продукции через российскую границу. Но, несмотря на это, практика многократного занижения реальной стоимости товара все равно остается весьма распространенной.

Предоставление в ФТС прайс листов на продукцию создает условия для того, чтобы таможенное оформление товаров проходило на основе реальных ценовых ориентиров от производителей. Электроника и бытовая техника первый прецедент. А следующий логичный шаг легализация рынка цифровых устройств, в том числе фотоаппаратов, оргтехники, мобильных средств связи, компьютеров и комплектующих. 2006 год вполне может стать годом легализации всего рынка электробытовой и компьютерной техники. А значит, многим предпринимателям придется готовиться к новым правилам игры.

Усиление контроля над импортом телефонов, вроде бы, привело к тому, что крупнейшим российским дилерам ничего не оставалось, как объявить о своем намерении самостоятельно ввозить телефоны, полностью уплачивая таможенную пошлину и НДС. Однако с рынка не исчезли фирмы, которые продолжают пользоваться нелегальными каналами ввоза. Так, участники рынка утверждают, что одна из питерских компаний ввезла в третьем квартале 2005 года в три раза больше телефонов, чем в первом, выстроив канал дешевой растаможки . Очевидно, что в такой неравной борьбе, прежде всего, страдают небольшие обелившиеся компании.

Аналитик исследовательской компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что поле для игры для всех должно быть одинаковым. Если у какой то компании есть преференции, то не имеющие таких льгот фирмы рано или поздно будут вынуждены уйти с рынка.

Поскольку государство пока не может обеспечить всем равные условия, то продавцы и производители сотовых телефонов вынуждены сами думать, как воспрепятствовать контрабанде. В настоящее время готово открытое письмо крупнейших игроков рынка к МВД и ФТС, в котором говорится, что подписавшие его производители мобильных телефонов берут на себя обязательства не продавать технику фирмам однодневкам и сообщать информацию о контрабандистах правоохранительным органам.

Между тем, эксперты считают, что августовская операция практически ни к чему не привела, кроме краткосрочного кризиса и вызванного им роста цен на мобильные телефоны.

К 1 октября практически все крупные производители сотовых телефонов и бытовой техники представили в ФТС прайс листы на свою продукцию и списки официальных поставщиков. Таможенники надеются, что при таком раскладе существование фирм однодневок, через которые ввозили телефоны до этого, потеряет смысл. По данным ФТС, после усиления контроля над декларируемой ценой телефонов сумма налогов, взимаемых с продавцов, выросла в шесть раз и составила в октябре 2005 года $104,6 млн. Это не единовременная акция. Ведется планомерная работа по обелению рынка и созданию равных конкурентных условий для всех импортеров , заявила Ирина Скибинская, руководитель отдела взаимодействия со СМИ ФТС России.

История с телефонами лишь один из примеров бурной жизни, протекающей на таможне и вокруг нее. Представители компьютерного рынка хорошо помнят шумные операции Импорт и Импорт 2 , череду громких скандалов, в которых упоминались названия крупных дистрибьюторских компаний. То же самое творится и в других сегментах рынка. Лекарства, автомобили, запчасти, комплектующие, продукты питания Но главное, логика развития событий всегда одна и таже. Игроки рынка, уставшие от бесперспективной давки вокруг таможенных платежей, садятся за стол переговоров и договариваются о правилах игры друг с другом и с таможенниками. В течение месяца все пытаются соблюдать соглашение. Но потом кто то не выдерживает, и вся договорная конструкция рушится, как карточный домик.

Конкуренция во многих сегментах российского рынка происходит не где нибудь, а именно на таможне. Сумел провезти товар дешевле других и ты на коне. Не сумел, окно захлопнулось, конкуренты ответили заказной проверкой и вот уже прежний фаворит свергнут с пьедестала. Так стоит ли небольшим игрокам выходить на это поле, где с грохотом дерутся титаны? Выходить можно. Только осторожно.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Бизнес-журнала"