06.02.08

Торможение у причалов

В 2008 году в Федеральной таможенной службе (ФТС) пообещали привести процедуры пропуска грузов через границу в соответствие с темпами интеграции России в мировую экономику. В первую очередь это должно было улучшить работу российских морских портов. Однако пока ситуация мало изменилась.

На международной конференции `Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику` руководитель ФТС Андрей Бельянинов рассказал о планах введения единой процедуры таможенного транзита в соответствии с международными стандартами. В ФТС также согласовывают с федеральными органами власти законопроект о присоединении РФ к Киотской конвенции (об упрощении и гармонизации таможенных процедур). Кроме того, в 2007 году было объявлено о начале процесса сближения основных таможенных документов РФ и ЕС. Как на практике продвигается этот процесс? К сожалению, исследования рынка показывают, что пока дело продвигается медленно. В связи с этим мы попросили управляющего группой компаний `Хорс` Руслана Кисса, который занимается данной проблематикой, прокомментировать ситуацию:

- В 2006 году в законодательство РФ была внесена поправка о том, что в пределах режимной зоны пункта пропуска остаются только два контролирующих органа - пограничная и таможенная служба, что соответствует международной практике. Однако до сих пор порядок преобразования органов ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иного контроля не определен. И это весьма показательно. В ФТС уже давно говорят об организации автоматизированного обмена предварительной таможенной информацией. И лишь недавно назван срок реализации пилотного проекта, по которому Еврокомиссия и 12 стран-членов ЕС должны начать в режиме он-лайн через единый интерфейс обмен информацией о товарах, перемещаемых через общую границу, - 1 января 2009 года.

Но у бизнеса нет уверенности, что ФТС уложится в этот срок. Складывается впечатление, что проект вязнет в многочисленных согласованиях.

Еще в мае 2007 года на пресс-конференции Президент РФ Владимир Путин особо подчеркивал необходимость внедрения современного досмотрового оборудования и развития информационных технологий для ускорения пропуска грузов на границе. Только на практике современные технологии доходят до российских морских портов в последнюю очередь.

Таможня входит в `паутину`

В ФТС отчитались об обновлении программных продуктов таможенных органов для расширения практики электронного декларирования грузов. О том, что закончен первый этап внедрения элементов системы предварительного информирования через пункты пропуска `Светогорск` и `Брусничное`. И о том, что в конце 2007-го на таможенном посту `Каширский` внедрено декларирование товаров с использованием Интернета.

На практике сегодня 195 таможенных постов имеют, по признанию ФТС, достаточную базу для применения электронной формы декларирования. Однако до них подобные проекты не дошли, потому что выход за рамки экспериментов требует иной конфигурации таможенной компьютерной сети, иных форм взаимодействия с участниками ВЭД. Новые инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) внедрялись на пунктах пропуска Выборгской, Псковской, Себежской, Балтийской, Архангельской, Багратионовской, Калининградской и Неманской таможен. Но такой техники нет в российских морских портах. Оборудование ставили, как сказали в ФТС, на самые напряженные участки работы таможенников. И каков же результат?

На автомобильных пунктах пропуска ИДК помогают увеличить их пропускную способность всего на 5-10%, хотя за рубежом аналогичные системы дают значительно большую экономию времени. Это заставляет сделать вывод о том, что больше всего тормозит процесс не техника, а сами таможенные технологии.

А конвенций было две...

Теперь о приведении российского законодательства в соответствие с международным законодательством. Хорошо, что в ФТС вспомнили про Киотскую конвенцию в редакции 1999 года. Но есть еще и Йоханнесбургская конвенция, принятая в 2005 году с учетом новых рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли. Потому следует ожидать, что в РФ появится четыре вида рамочных стандартов. Первый - о предварительном обмене данными в электронном виде. Второй - об использовании современных компьютерных технологий. Третий - об обеспечении таможенными администрациями безопасности грузоперевозок. И четвертый - о тесном сотрудничестве таможни с бизнесом. В ФТС делают вид, что не понимают сути последних двух стандартов.

Что странно. Ведь это - привязка международных пунктов пропуска к таможенным терминалам внутри страны с созданием транспортного коридора между ними, который можно было бы контролировать с помощью спутниковой навигационной системы ГЛОНАС.

Поговорили и забыли?

Если же говорить о тесном сотрудничестве с бизнесом, то оно по международным стандартам измеряется не только переговорами с предпринимателями по поводу `зеленых` коридоров для тех, кому их сочтет целесообразным открыть таможня.

Речь идет о создании института уполномоченных экономических операторов. А чтобы получить такой статус, надо не только самим добросовестно вести бизнес, но и вкладывать средства в развитие инфраструктуры внешнеторговой деятельности. Соответственно - в партнерстве с таможней, чтобы ускорить процедуры прохождения грузов через границу. Именно это - главный критерий, по которому таким операторам предоставляют льготы.

Пока, к сожалению, такого уровня `готовности и желания` в ФТС к подобному партнерству с бизнесом явно не проявляют. Соответственно, и эффект от реформ бизнес пока не ощущает. Таможня по-прежнему развивается сама по себе. Грузы - простаивают на границе. А эффективность использования инфраструктуры российских портов остается в целом значительно ниже, чем в Европе.

Андрей ЛАЗАРЕВ

Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург)