25.09.08

Традиционные каналы импорта машин уступают место морским перевозкам

РБК daily; 25.09.08

В России наметилась тенденция к росту доли морских перевозок новых иностранных автомобилей. Еще до недавних пор практически единственным путем их доставки были сухопутные перевозки через российско-финскую границу. Сегодня в петербургском порту работает два полноценных терминала по приему машин, а по всему бассейну Финского залива реализуется еще четыре проекта. Они смогут полностью обеспечить российский импорт новых иностранных автомобилей, который к 2010 году ожидается на уровне 2 млн машин. И хотя в дальнейшем импорт будет сокращаться по мере открытия в России автосборочных предприятий, морские порты будут иметь огромное значение в автомобильной логистике.

В 2008 году эксперты ожидают как минимум 25-процентного роста ввоза иностранных автомобилей (новых и подержанных), до 2 млн штук. 70% из них, как и прежде, будут занимать сухопутные перевозки из Финляндии, куда машины по морю доставляются как напрямую из стран-производителей, так и через перевалочные терминалы в Нидерландах и Германии. Рынок продаж новых иномарок ожидает роста в пределах 40%, до 2,2 млн автомобилей, из которых порядка 650 тыс. придется на местную сборку. Кроме того, стоит ожидать импорта примерно 500 тыс. подержанных иностранных машин и прибывающих в Россию в обход официальных дистрибьюторских каналов. Таким образом, строители морских автотерминалов в Санкт-Петербурге, Выборге, Усть-Луге и Вистине будут бороться с доминирующими пока что автомобильными перевозчиками за перевозки около 1,4 млн машин, количество которых в ближайшие пять лет может расти в среднем на 20% в год.

Переломить эту тенденцию смогут лишь вводимые один за другим автосборочные предприятия. По прогнозам российского правительства, объемы их производства уже к концу 2009 года могут составить 900 тыс. штук, и в дальнейшем расти, увеличивая долю на рынке до 35—40% против 14% в 2007 году, сокращая количество импортируемых автомобилей. За последнее время из крупнейших производителей начали строительство заводов или уже запустили их первые очереди Volkswagen, Mitsubishi, Peugeot и Citroen (последние три — на одном заводе) в Калуге, Toyota, Nissan, General Motors, Hyundai и Suzuki в Петербурге. Именно эти марки в ближайшие годы должны будут сокращать свои доли в импорте автомобилей, хотя, однако, надо ожидать серьезного роста объемов импорта машинокомплектов в контейнерах. Но в количественном выражении автоперевозчики вряд ли много потеряют: российский рынок уже вышел на второе место в Европе после Германии и стремительно ее догоняет, и ожидать спада продаж пока не приходится.

Участникам крупнейшего в России северо-западного рынка импорта иностранных автомобилей (как новых, так и подержанных) придется делить порядка 500—700 млн долл. в год. В этом году объем сухопутного импорта прогнозируется на уровне 1,2 млн машин. Пока крупнейшими игроками на нем остаются «Автоэксис», «Рольф», не раскрывающие, впрочем, своих показателей. Однако увеличивающиеся объемы уже давно превысили пропускную способность российско-финских пропускных пунктов, а власти Финляндии все более ужесточают условия пребывания российских автовозов на своей территории. В связи с этим крупнейшие игроки рынка озаботились переводом своих логистических цепочек на более многообещающее морское направление.

Французский перевозчик GEFCO (который сотрудничает с «Автоэксис») заключил договор о стратегическом партнерстве с «Российскими транспортными линиями» (РТЛ). В Петербурге их грузопотоки проходят через терминал «Онега» потенциальной мощностью 120 тыс. автомобилей в год (принадлежит группе «Осло Марин»), а в конце июля партнеры запустили новый автомобильный терминал в Ростовской области (50 тыс. машин в год). Кроме того, в высокой степени готовности находится терминал РТЛ в Вистине (Ленинградская область). «Рольф» делает ставку на терминал «Петролеспорт» (группа «Н-Транс»), которая планирует довести свои мощности до 200 тыс. автомобилей в год.

Кроме того, на долю в импорте автомобилей претендуют и новые крупные игроки. Структуры Владимира Лисина планируют в 2,5 раза увеличить пропускную способность Третьей стивидорной компании, недавно преобразованной в автомобильный терминал, до 200 тыс. машин в год. Однако самым амбициозным проектом является терминал «Юг-2» ОАО «Компания Усть-Луга» мощностью 500 тыс. машин в год, который ожидает размещения таможенного пункта пропуска. Первая очередь терминала уже построена.

Пока что говорить о какой-то статистике приема петербургским портом автомобилей приходится лишь на примере терминала «Онега» группы «Осло Марин». В первом полугодии 2008 года он отчитался о перевалке 42 тыс. машин. Недавно группа заявила о расширении своих мощностей в петербургском порту в шесть раз, что позволит ей увеличить площадку для приема автомобилей до 2,5 га. Это, в свою очередь, может дать существенное увеличение перегрузки машин.

Остальные терминалы пока перегрузили незначительное количество автомобилей. Участники логистического рынка указывают на плохую транспортную доступность порта в Петербурге и еще более плохое качество дорог в Усть-Лугу. Портовики обещают налаживать вывоз из петербургского порта автомобилей за счет строительства тыловых терминалов, грядущего запуска Западного скоростного диаметра, который соединит порт с петербургской КАД, а также организовать железнодорожное сообщение с автомобильными терминалами. В Усть-Луге ждут решения правительства РФ о начале строительства новой автодороги из Усть-Луги в Новгород и подключения ее к будущей платной скоростной дороге Санкт-Петербург — Москва. В этом свете пока наиболее выгодным с логистической точки зрения кажется проект порта Выборгский («Осло Марин»), находящийся вблизи федеральной трассы Санкт-Петербург — Хельсинки, однако пока не обладающий достаточной инфраструктурой по приему большого количества машин.