18.05.06

Трансевразииский экспресс

Минтранском Республики Казахстан готовится к строительству железной дороги Жезказган - Саксаульский - Шалкар - Бейнеу, протяженность которой составит более 1 тыс.км. Стоимость строительства оценивается в $1,5 млрд., на сегодня это один из крупнейших инфраструктурных проектов в транспортной отрасли Казахстана.

Как сообщил министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Мамин, сейчас ведутся переговоры по финансированию проекта. По словам министра, к участию в нем проявил большой интерес ряд инвесторов. Новая железная дорога должна стать частью транзитного коридора "граница Китая - порт Актау - Баку - Грузия - Турция - страны Европы", по которому, как оценивают в Минтранскоме, транспортировка китайских грузов до портов Европы сократится с 40 дней по морю до 12 дней. Железная дорога Жезказган - Бейнеу протянется из центра на юго-запад республики по территории четырех областей: Карагандинской, Кызылординской, Актюбинском Мангистауской. До сих пор строительство дорог по различным схемам - через кредиты или прямые инвестиции - финансировало государство. Новую железную дорогу намечено финансировать по схеме концессионного соглашения.

Концессия, как известно, предполагает схему, при которой собственность (в данном случае государственную) передают во временное пользование частным инвесторам под обязательство вложить деньги в развитие этой собственности. За время действия концессии инвестор должен окупить вложения, получив определенную прибыль. Для сырьевого сектора Казахстана подобные отношения в принципе не новы, а вот для инфраструктурной отрасли создается весьма любопытный прецедент.

Кстати, аналогичная схема будет использована Минтранскомом при строительстве нового международного аэропорта в Актау. Вопрос, как скоро могут окупаться подобные инвестиции и на какой период следует планировать концессионные соглашения по инфраструктурным проектам, очень непрост. Железная дорога это не месторождение нефти, выход которого точно известен. Трудно просчитать на десятилетия вперед отдачу транспортного коридора, работа которого неизбежно зависит как от внутреннего состояния экономики Казахстана, так и от внешних геополитических факторов.

РЖД-Партнер